пятница, 22 апреля 2011 г.

Страстная. День шестой. Крестный путь.


КРЕСТНЫЙ ПУТЬ
(Мф. 27:26-32; Мк.15:15-21; Лк.23:25-32; Ин.19:16-17)

«А мой палач глядит веселым взором
И хвалится искусною работой,
Рассматривая на поблекшей коже
Следы побоев. Господи, прости!»
Анна Ахматова
что ж, священники и народ добились своего от Пилата – и  «Тогда наконец он предал Его им на распятие».
Наконец…
Как много можно сказать одним всего словом!
«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк  и, раздев Его, надели на Него багряницу;  и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове».
На этом «развлечения» для римских воинов закончены.
Пора за привычную работу.
 «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его…».
Но всё-таки – как омерзительны и бесчеловечны их издевательства над Спасителем перед Его казнью!
Ведь человеку (пусть для них даже не Богочеловеку – но самому обычному) совсем скоро предстоит медленная - и оттого вдвойне мучительная смерть.
И не могут не быть смертельными - в самом буквальном смысле! - его ужас, его муки. Но вместо хоть капли сострадания, или хотя бы уж безразличия или равнодушия - получение  удовольствия от дополнительных к и без того уж запредельным мукам осуждённого[1]
Конвой сформирован. Недолгие приготовления привычно быстро закончены -  «и повели Его на распятие».
«Вели с Ним на смерть и двух злодеев» - наверное, сообщников того самого Вараввы, которого пришлось освободить Пилату после столь опрометчиво сделанного им предложения…
Путь, по которому Спасителя вели к месту распятия, не мог быть самым коротким. Напротив, осуждённого на казнь вели обычно кружным маршрутом - и этим преследовались две цели.
Первая из них – прагматически-показательная: как можно большее количество потенциальных преступников и мятежников должно было увидеть, к чему приводит противостояние римской власти.
Но надо отдать должное и римскому праву (которое неслучайно по сей день изучают студенты юридических ВУЗов): вторая цель такого выбора пути заключалась в том, чтобы в случае, когда кто-либо из встретивших процессию и имевших свидетельство в пользу осуждённого, мог об этом заявить. В этом случае казнь останавливалась – и возобновлялась судебное разбирательство.
Что ж, пусть и нечасто, но случалось и такое.
Но только не сейчас, когда Спасителю так мучительно  вынести невыносимое – и невыносимое настолько, что измученный Христос  падает под той тяжестью возложенного на Него креста.
Предусмотрена и такая ситуация: в подобных случаях конвоиру достаточно было коснуться копьем любого прохожего – и приказать ему нести крест осужденного.
Так и сейчас «заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его».
Евангелие неслучайно сохранило имя этого человека – ведь он стал единственным из людей, который помог нести крест Спасителю!
В отличие от всех остальных, которые своим поведением только утяжелили Его ношу…
Шаг за шагом к месту распятия приближаются римский сотник, несущий табличку с именем Казнимого и описанием Его вины, четыре рядовых конвоира, Сам Спаситель - «И шло за Ним великое множество народа…».
Народа, среди которого - со стопроцентной гарантией - было немало тех, кто всего несколько дней назад кричали Иисусу  «Осанна!»,  а теперь - «распни Его!».  
Зачем они здесь?  
В большинстве своем - уж никак не из сострадания, не из желания хоть как-то своим присутствием, хотя бы морально поддержать Иисуса в эти последние – и такие жуткие часы.
Они следуют за римским конвоем   одни – из праздного любопытства, другие - из злорадства, из-за мстительного желания видеть мучения и смерть Того, Который «не оправдал их надежд» на воцарение по их собственному сценарию.
И еще: никто из учеников, ни один из апостолов не упоминается здесь.
Не упоминается по единственной, но вполне очевидной причине: их не было там.
И только несколько сострадающих Иисусу «женщин, которые плакали и рыдали о Нем» выделены в Евангелии из этой толпы.
Но даже сейчас Сам мучительно страдающий Спаситель - со-страдает им: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,  ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?».
Помнишь засохшую по причине бесплодия пышную зеленую смоковницу?
А что будет с сухим деревом – они (да и не только они) узнают совсем скоро: несколько десятилетий до уничтожения Иерусалима пролетят очень быстро.
Орлы римских легионов Тита соберутся-таки на труп остатков иудейской государственности.
Последний земной путь Иисуса закончен - «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»…
Наконец-то Он – уже почти до конца -  донес Свой крест.
И не стоит искать противоречия между этим неся крест Свой и тем, что нести крест Его заставили некоего Киринеянина Симона – его нет.
Нет потому, что дорога Спасителя на Голгофу - это не только Виа Долороза, берущая свое начало от дворца Пилата.
Для Иисуса, делающего сейчас Свои последние шаги по этой каменистой земле, Его Крестный путь, путь страдания (именно так и переводится Виа Долороса!)  начался от Иордана, от того момент, когда прозвучало: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29).
И продолжался - все годы земного служения Иисуса.
Крест - тяжел. Но насколько же тяжелее,  чем два деревянные бруса,    должна быть поистине НЕВЫНОСИМАЯ тяжесть грехов всего человечества…
Что ж,  Он - вынес.
Вынес для того, чтобы на всех грехах всех людей был «поставлен крест»  .
Процедура подготовки к распятию заканчивается - «И давали Ему пить вино со смирною». Насмешка ли это со стороны конвоя – или все-таки проблеск сострадания? Говорят, такая  смесь одурманивала человека – и давала ему тем самым хоть небольшое, но облегчение –  «но Он не принял».
Не принял – потому что должен испить Свою чашу до конца, до дна, до самой последней капли.
Помнишь Его слова на Тайной Вечере –«сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие»?
И не забыл ещё дары, принесенные волхвами Младенцу Иисусу?
Ни золото - как Царю, ни ладан - как Первосвященнику так и не нашли в тогдашнем мире своего истинного Адресата.
Теперь Он отказывается и от смирны.
И вместо чаши вина со смирною Он  пьёт чашу страдания и унижения.
Чашу искупления.
Пьет ее до самой последней капли.
И сейчас Ему, вынесшему поистине невыносимую тяжесть, предстоит последнее: перенести непереносимое.
И снова открываю я Ветхий завет, тридцать седьмую главу книги одного из великих пророков – Иезекииля.
Идет пятый год его пленения в Вавилоне, куда он - вместе с царем Иехонией - был доставлен Навуходоносором.
И в один из дней этого плена, вдали от Иерусалима, - Иезекииль начинает свое пророчество: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи» (Иез.37:1,2).
Каким тяжелым, наверное, было для него это видение иссохших костей соплеменников, не погребенных в родной земле – но в огромном количестве за многие годы разбросанных на полях чужбины…
 «И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!"  Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» (Иез.37:3-6).
Но только ли к умершим в изгнании относятся слова Бога?
 «И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня".  Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Иез.37:11,12).
Могло ли быть для каждого еврея лучшее обетование, чем это - о столь чаемом освобождении из плена, и возвращении на некогда данную в завершение Исхода землю?
А слова Бога, обращенные к пророку, на этом не заканчиваются - и в продолжение, говорит Иезекииль,  «было ко мне слово Господне: ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: "Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним"; и еще возьми жезл и напиши на нем: "Иосифу"; это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним.  И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно.  И когда спросят у тебя сыны народа твоего: "не объяснишь ли нам, что это у тебя?",  тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей.  Когда же оба жезла, на которых ты напишешь, будут в руке твоей перед глазами их,  то скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их.
На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их <…>.  И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними» (Иез.37:15-22, 26).
Минуло  шестьсот с лишним лет.
И вот сейчас живые внешне – но по сути все те же кости сухие видят (точнее, смотрят на) крест.
На два деревянных бруса, которые уже не сын человеческий Иезекииль -  но Сын Человеческий, Иисус Христос, сложил на своих плечах один с другим в один жезл.
И все это происходит именно - на этой земле, на горах Израиля.
Там, где будет заключен  завет мира, завет вечный.
Новый Завет.



[1] Многие моменты, связанные с описанием осуждения и смерти Спасителя, являются предметом дискуссий для разных комментаторов и богословов – но нигде не встречалось мне сомнение в том, что это вот насмеялись над Ним - было в действительности. Не потому ли, что подобное поведение вполне соответствует и нашему, сегодняшнему (извини за это слово – я и сам терпеть его не могу) менталитету? «Вполне обычно» для большинства из нас?

Комментариев нет:

Отправить комментарий