воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Страстная. День первый: Вход Господень в Иерусалим

Вход в Иерусалим
(Мф.21:1-11; Мк.11:1-11; Лк.19:29-44;Ин.12:12-19).
«Иногда мы видим, что   Христос остановился в неожиданном месте, или задержался в пути для спора -  но лицо Его всегда обращено к городу на горе. Только так мы поймем поразительную сцену, высшую точку повести, когда на повороте дороги  Он внезапно и громко заплакал об Иерусалиме...Отзвук этого плача звенит во всех патриотических песнях. Там, где его не, патриотизм отдает пошлостью».
Гилберт К.Честертон

Ночь, проведенная в гостях у Марии и Марфы, закончилась.
Светает…
Начинается первый день Страстной недели.
День, который у нас на Руси получит название Вербного воскресенья.
И рано утром Иисус направляет Свой путь в Иерусалим.
Этот путь недолог – всего-то неполных три километра отделяют Иерусалим от расположенной к востоку от него Вифании. Надо только перейти через Елеонскую гору, - и вот он, этот священный город, переполненный в эти предпасхальные дни паломниками.
И много-много лет именно в сторону Вифании с крыши храма каждое утро смотрят, ожидая первого луча солнца, священники.
Смотрят -  чтобы возвестить о начале нового дня.
О приходе света!
И именно Он, Свет истинный (Ин.1:9),  приближается  сейчас к Иерусалиму.
Весть о том, что в субботу Иисус находился уже в Вифании и должен был идти в Иерусалим, мгновенно разнеслась среди паломников – стоит ли удивляться, что «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,  взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».
Царь Израилев! Снова и снова они видят в Иисусе того, кто может их спасти - и возглашая это «осанна»  (что означает – «спаси сейчас») хотят именно этого, - чтобы Он сделал это немедленно, сейчас…
Услышав о том, что Иисус идет в Иерусалим, они, ликуя, с радостным нетерпением ожидают Его явления как Царя – воина, Царя – победителя, триумфально въезжающего в Иерусалим на боевом коне!
Царя, который мановением руки, чудесным образом низвергнет ненавистную римскую власть – ведь им всем известно о творимых Иисусом чудесах.
Что ж, Тот, Кого они ожидают и приветствуют -  пришел на землю именно и действительно для их спасения. Но - не того, временного спасения в этой и для этой жизни, а спасения истинного, спасения – для жизни вечной. Того Спасения, о котором говорил еще Исайя -  «В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала» (Ис.26:1).
Нет, не на коне въедет в Иерусалим Спаситель -  «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:  Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле».
Даже этим Своим поступком - как много говорит Спаситель о Своем царстве!
Ведь в то время цари ездили не только на коне – правитель, едущий с миром, ехал на осле. Собравшиеся должны были обратить на это внимание – и вспомнить, как написано у  пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9).
Праведный и спасающий, кроткий…
Праведный – да, спасающий – да, но при всем этом - кроткий!
Ожидания собравшимися толпами, ликующими – а может быть, даже заранее торжествующими  - тем более сильны, что «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.  Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо».
Хотя, наверное, многие обескуражены тем, как именно въезжает в Иерусалим Иисус.
Сквозь двадцать веков нам с тобой не разглядеть лица тех, кто восторженно кричит сейчас это Осанна. Но наверняка многие из них совсем  скоро выстроятся вдоль другой дороги, ведущей на другую гору - и будут кричать в адрес Спасителя совсем другие слова…
Но сейчас, в эту минуту - огромное количество людей охвачено ликованием и энтузиазмом.
Удивительно ли, что видя это, «Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним».
Так уж - весь мир? Не преувеличивают ли фарисеи, вправе ты спросить? Ведь те толпы, которые приветствуют Спасителя, как бы велики они не были, это все же никак не весь мир!
Но, во-первых, среди паломников – много тех, кто прибыл в Иерусалим из других стран, в которых после рассеяния живут евреи.
И – главное: сами того, наверное, не подозревая, на этот раз фарисеи абсолютно правы.
Правда, они опережают события на пару – другую сотен лет…
Не в силах ни помешать происходящему, ни примкнуть к ликующим, «некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.  Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют».
Знаешь, о чем мне сейчас подумалось?
В истории нашей с тобой страны, России (хотя – только ли ее?),  был долгий период гонений на христианство, запрета на само Имя Иисуса.
Время «запечатанного» Слова.
И практически единственным источником Благой Вести в это время были залы музеев! Я помню давние посещения Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, любимого моего музея имени Пушкина, что на Волхонке – и только сейчас понимаю, что именно полотна великих мастеров прошлого были для меня первыми семенами Благой Вести.
Наверное, именно там и были посеяны они в моей душе…
И не камни ли стен этих музеев – да еще тех храмов, которые то ли не успели, то ли не смогли снести будущие Его противники – видит сейчас сквозь века Спаситель, завершая Свой путь к Иерусалиму?
А сейчас Спаситель достиг высшей точки этого недлинного пути. Здесь, с Елеонской горы, открывается  великолепная панорама города - и Храма.
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем»…  
Иногда приходится слышать о словах Иисуса, которые Он сейчас произнесет этому городу, , как о проклятии Иерусалима. Но вряд ли, наверное, можно высказать более ошибочное, в самой своей основе неверное мнение. Ведь даже одним этим - заплакал, заплакал, совершенно точно зная, что произойдет с Ним в этом городе, сказано практически всё. И если от чего и далек Спаситель, так это от мстительности.
Но -  какой же болью, какой мукой и состраданием наполнены слова, которые Он  «сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,  ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Мне вспоминаются сейчас другие слова, задолго этого дня   сказанные Богом Иерусалиму через пророка Иеремию: «Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим? и кто окажет сострадание к тебе? и кто зайдет к тебе спросить о твоем благосостоянии?» (Иер.15:5).
И вот – Сам Он в Сыне   не просто жалеет об Иерусалиме, не только выказывает сострадание – но плачет…
Плачет – потому, что уже сейчас видит и скорую осаду города войсками Тита, и его падение, и те  построенные в нем языческие храмы,
А точнее – даже не в нем, поскольку на время исчезнет даже само название города, которое будет заменено на Элия Капитолина,
Сегодня город снова носит прежнее свое название.
Но на том месте, где был иерусалимский храм - стоит мечеть.
Первый день Страстной недели подошел к концу.
Как мажорно, с какой радостной ноты  она началась! И если бы только не знать, как она закончится - как полна была бы и моя радость…
А я снова перечитываю это обращенное к Иерусалиму  - если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему...
Сколько городов мог бы Он назвать, к скольким Он мог бы обратиться с этим и ты - сегодня?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий