четверг, 21 апреля 2011 г.

Страстная. День пятый. Иисус перед синедрионом.

ПЕРЕД СИНЕДРИОНОМ
(Мф. 26:57; Мк.14:53, 55-65; Лк.22:54, 63-71; Ин.18:12-14, 19-24).

«Злой поступок – это перенос на другого того разложения,
 что мы носим в себе».
Симона Вейль

Ночь четверга Страстной недели…
Спаситель взят под стражу - и «Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником».
 «Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ» - напоминает нам с тобой евангелист Иоанн.
С каким, наверное, нетерпением ожидает Анна возвращения посланного в Гефсиманский сад отряда! Ведь стольку уже раз задуманное – срывалось…
И вот, наконец-то, Иисус – связан и стоит перед ним.
И для начала, чтобы придать происходящему хоть какую-то видимость формального разбирательства, «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил».
Спроси тех многих, кто слышал слова Иисуса, Анна! Ведь для установления истины на суде нужны показания именно свидетелей, а не обвиняемого! И слышавших Спасителя – столько, что для того, чтобы найти очевидцев, стоит только выйти на улицу!
Ведь учил-то Он не тайком – но в храме, и проповедовал – целым толпам!
Но нет, не истина интересует сейчас Анну и его приспешников, которые спешат выслужиться, продемонстрировать хозяину свою лояльность:  «Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?».
Не отстают от него  и другие: не столько служители – сколько прислужники, «державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?  И много иных хулений произносили против Него».
Вот уж поистине – не так страшен царь, как псарь…
Однако время торопит – и для запуска формальной процедуры суда «Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе».
Спешно собравшись, «Первосвященники[1] же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили».
Свидетелей-то множество, но все они не подходят. Синедриону не нужны объективные свидетельства об Иисусе  - им нужны такие, которые нужны им.
Нужны подходящие для того, чтобы предать Его смерти.
Однако их и тут ожидают проблемы -  «Ибо», хотя и  «многие лжесвидетельствовали на Него», но делали они это столь скверно, неумело и противоречиво, что «свидетельства сии не были достаточны».
Не были достаточны не то что для легитимизации – но даже для придания хотя бы видимости исполнения судебной процедуры, следования нормам их же собственного «процессуального кодекса»…
Срочно мобилизуются другие «свидетели», точно знающие, что хотят от них услышать - «И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:  мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно».
Почему? Не потому ли, что проинструктированные слишком поспешно, они перепутали слова? Ведь Спаситель говорил не «Я разрушу» - но «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»!
И ни единого слова не произносит Христос в ответ на все эти «обвинения».
 «Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?  Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?».
И вот - в напряженной до предела тишине - звучит ответ Спасителя: «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных».
Да, скоро всем вам, вопрошающим Спасителя и требующим  (лже)свидетельств против Него, не нужно будет задавать вопросов – потому что пройдет определенное для каждого человека Богом время земной жизни – и, как и каждый человек, вы, собравшиеся здесь,  узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных…
Но - узрите так же, как (помнишь?) увидел Лазаря экс-богач из притчи…
Ну, а сейчас для собравшихся наконец-то есть шанс поставить точку. Но надо только не упустить его, надо торопиться, чтобы не разгорелась дискуссия со Спасителем: ведь весь предыдущий опыт таковых говорит, как мало шансов выйти из неё победителем.
И «Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?».
Необычно же повел себя Каиафа, разодрав одежды свои!
Необычно – чтобы не сказать больше: ведь он прямо нарушает сейчас предписание, категорический запрет на это книги Левит, где сказано: «Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен <…> раздирать одежд своих» (Лев.21:10).
Да у римской власти это может вызвать гнев – ведь известно, что к тому времени «свобода действий» синедриона дошла до такого уровня, что даже одежды первосвященника хранились римляними в башне  Антония, и выдавались ему для использования только четыре раза в год, на время праздников!
Впрочем,  разодрав одежды (и не сложив ли тем самым с себя первосвященнический сан?), Кайафа поступает – сам того не понимая - правильно.
Ведь перед ним – Истинный и Вечный Первосвященник – Иисус Христос.
Но кому сейчас до подобных «тонкостей»? Надо побыстрее «закрепить успех» - и Кайафа торопит собравшихся: «Вы слышали богохульство; как вам кажется?».
Но действительное, невозможное и невообразимое богохульство  – происходит только теперь, когда   «Они же все признали Его повинным смерти».



[1] Критики (а точнее - противники) Евангелия конечно же не могли пройти мимо этого употребленного во множественном числе первосвященники. Последовали упреки в незнании евангелистами (!) современной им истории, в искажении действительности – мол, всегда в Израиле был только один первосвященник.
Что ж,  то время действительно был только один первосвященник, Кайафа, - но был им чисто формально. А его зять Анна, бывший первосвященником до этого  (собственно, и «устроивший» своего зятя Кайафу на эту должность) для иудеев оставался таковым – по сути. В этом качестве их обоих и воспринимали современники. И ровно отсюда это - первосвященники.
Так что именно Евангелие очень точно говорит о сути происходившего!

Комментариев нет:

Отправить комментарий