ДОРОГА В ГЕФСИМАНСКИЙ САД
(Ин.16:1-33).
«Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон».
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон».
Борис Пастернак
Прозвучали последние сказанные в Сионской горнице слова Иисуса - «чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда…».
И ученики вместе со Спасителем выходят в ночь. Но вряд ли они знают, куда в итоге лежит Его путь – даже если и думают, что идут в Гефсиманский сад.
Что ж, сейчас Иисус действительно идет в него.
В последний раз Спаситель идет туда, где Он так любил проводить краткие часы отдохновения. И как знать – не потому ли, что этот сад напоминал Ему об Эдеме?
О том, первозданном Рае, где Бог общался с человеком еще до его грехопадения…
И вот сейчас Сын Человеческий – снова направляется в сад.
И снова, как и тогда, к первым людям, к Адаму и Еве, туда же идет князь мира сего.
Но на этот раз Человек Иисус Христос имеет право сказать о нем: и во Мне не имеет ничего.
Полнолуние…
Быть может, дорога идет мимо виноградника – глядя на который, Спаситель говорит ученикам: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».
Виноградная лоза, символ Израиля…
Неслучайно огромная, отлитая из чистого золота виноградная гроздь украшала главное святилище храма – его Святое Святых!
Но, в отличие от нее, истинная виноградная лоза предназначена не для украшения - как и смоковница, она посажена и растет для того, чтобы давать нужные людям плоды.
И поэтому нуждается в уходе – который порой является довольно жестоким.
И вот так же Бог-Отец, Виноградарь, «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
Отсекает и очищает…
Понимают ли апостолы, «веточки» будущего христианства, что слова Спасителя имеют к ним непосредственное отношение? Ведь и в истории христианства будет и отсечение ветвей, не приносящих плода, и очищение всякой, которая приносит плод – с тем, чтобы этих плодов стало больше.
Не могут не понимать – потому что Иисус говорит им: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».
И развивает метафору виноградной лозы дальше: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
Очевидное, казалось бы: отсеченная от лозы ветка – не только не может приносить плода, но вообще засыхает.
Хотя – какое-то время после того, как уже отделена от ствола, внешне выглядит вполне живой…
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» - продолжает Иисус, и снова возвращается к тому, о чем только что говорил в Сионской горнице: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».
Но разве во все времена верующий человек, христианин может желать чего-либо более, чем служения Богу во славу Его?
Конечно же, нет – и слова Иисуса говорят о том, как человек может прославить Бога: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».
Вы - включающее в себя всех христиан всех времен.
Точнее – каждого христианина в любую эпоху и в любых условиях
Моими – потому что «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей».
Ничего сейчас не говорит Иисус об их любви к Себе…
Что ж, у него есть для этого основания.
И опять – не «теоретическое научение» на некую абстрактную тему, но об абсолютно конкретном: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви».
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».
И снова Иисус говорит ученикам о самом для них главном: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Одна всего заповедь Христа – но разве не суммирует в себе она все остальные?
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам».
Вы – друзья Мои…
Как никто другой, именно Он имеет право говорить это – потому что именно сейчас, по именно этой дороге он Сам уже идет именно на то, чтобы положить Душу Свою, Свою человеческую жизнь - за них.
Свою - в отличие от тех многих и многих, которые, называя себя христианами, на протяжении двух тысяч лет будут вести войны, лишать других жизни со ссылкой именно на эти слова Спасителя - Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих!
Подумаешь, разница – всего-то свою заменить на чужую… Тем более, если чужой – не верит в Тебя, Господи!
А то и вообще принадлежит к другой религии. Мы же не для себя стараемся!
Не является ли все подобное проявлением рабской психологии в худшем из всех возможных варианте – рабства греху?
А ведь Иисус сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».
Как же близко соседствуют в этих уже почти последних словах Спасителя Его «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - и «дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам»…
И он снова повторяет то, что сказал им в Горнице, сразу после ухода Иуды: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга».
Если уж не врагов – то хотя бы друг друга.
Подумай: уже ТРИЖДЫ за этот такой короткий вечер звучит из уст Спасителя это - да любите друг друга!
И любовь к Богу раскрывается через любовь к людям – подобно тому, как любит Он сам.
Однако как же часто на эту любовь мiр будет отвечать ненавистью!
И это – тоже будет свидетельством правильности исполнения заповеданного: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно».
Наверное, Иисус вспоминает шестьдесят восьмой псалом - «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс.68:5).
И Он действительно будет отдать то, чего ни у кого не отнимал – жизнь.
Свою жизнь…
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» - продолжает Спаситель.
И случаен ли порядок, в котором Он говорит о будущем свидетельстве – сначала о Духе Святом, и только потом – об их, человеческом?
Однако и тут будут не только человеческие свидетельства о Нем, но и тоже такие человеческие разногласия – например, исходит ли дух святой от Отца и Сына, или же только от Отца, хотя и через Сына?
Вопрос, конечно, важный – но для кого-то из тех, к кому обращена Благая весть, он надежно заслонит главное ее содержание…
«Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» - продолжает Иисус.
Богу!
И речь идет не о язычниках, не о представителях других религиях – но о войнах разного масштаба, от внутрисемейного до межгосударственного, между самими христианами. Но причина их всех– одна: «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». «Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?».
Ученики молчат…
Никто из них – даже такой всегда порывистый Петр! – не произносит ни слова.
Почему же они не спрашивают Его? Все поняли? Или – не поняли вообще ничего?
Или же печаль понимания близкой разлуки с Учителем возобладала над всем остальным?
Наверное, последнее – потому что Иисус говорит им: «Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня, о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден».
О грехе, о правде и о суде…
О грехе неверия во Христа.
О правде Его Сыновства.
И о суде над тем, кто – к сожалению – действительно является князем мира сего – того мiра, в котором мы с тобой и живем.
Но вернемся на эту ночную дорогу.
Наверное, видя состояние апостолов, Иисус говорит им: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить».
И снова Спаситель говорит им о будущей Пятидесятнице: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую[1] истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.
И все-таки, наверное, все это время в мыслях учеников доминирует мысль о том, что Иисус уходит от них. И, быть может, все остальные Его слова слабо воспринимаются ими на фоне этой мысли. Но как, наверное, встрепенулись они, услышав это – опять вскоре увидите Меня!
Но не стоит торопится с упреками в их адрес. Ведь эта неполнота понимания сохранилась по сей самый день, и о словах Спасителя много веков спорят не неискушенные рыбаки – но ученые богословы…
«Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?»
Что ж, этот вопрос еще раз доказывает, что апостолы – вполне «обычные» люди: «Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит».
Во всяком случае, в нечестности их упрекнуть нельзя.
Они говорят это друг другу – но «Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу».
Наверное, в очередной раз убедившись, что Спасителю ведомы все их мысли, «Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел».
Правда, о том, что Он восходит к Богу – они ничего не говорят…
Но Спаситель знает, что если даже они и верят сказанному Им – то только сейчас, в данный момент.
«Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
Обетование – не радости, но скорби…
Что ж, ее действительно будет немало - во все времена и по разным поводам.
Но есть одна скорбь, который, как мне думается, стоит особняком даже в таком длинном ряду.
Любите друг друга…
Вдумайся: Христос дал эту действительно заповедь новую не кому-то, а Своим самым близким ученикам, апостолам, каждый из которых вскоре станет «веткой на лозе», основателем христианских общин и церквей!
Что ж, сегодня мы знаем - у Него были для этого основания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий