четверг, 21 апреля 2011 г.

Страстная. День пятый. Дорога в Гефсиманский сад.

ДОРОГА В ГЕФСИМАНСКИЙ САД
 (Ин.16:1-33).

«Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон».
Борис Пастернак


Прозвучали последние сказанные в Сионской горнице слова Иисуса - «чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда».
И ученики вместе со Спасителем выходят в ночь. Но вряд ли они знают, куда в итоге лежит Его путь – даже если и думают, что идут в Гефсиманский сад.
Что ж, сейчас Иисус действительно идет в него.
В последний раз Спаситель идет туда, где Он так любил проводить краткие часы отдохновения. И как знать – не потому ли, что этот сад напоминал Ему об Эдеме?
О том, первозданном Рае, где Бог общался с человеком еще до его грехопадения…
И вот сейчас Сын Человеческий – снова направляется в сад.
И снова, как и тогда, к первым людям, к Адаму и Еве, туда же идет князь мира сего.
Но на этот раз Человек Иисус Христос имеет право сказать о нем: и во Мне не имеет ничего.
Полнолуние…
Быть может, дорога идет мимо виноградника – глядя на который, Спаситель говорит ученикам:  «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».
Виноградная лоза, символ Израиля…
Неслучайно огромная, отлитая из чистого золота виноградная гроздь украшала главное святилище храма – его Святое Святых!
Но, в отличие от нее, истинная виноградная лоза предназначена не для украшения - как и смоковница, она посажена и растет для того, чтобы давать нужные людям плоды.
И поэтому нуждается в уходе – который порой является довольно жестоким.
И вот так же Бог-Отец,  Виноградарь, «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
Отсекает и очищает…
Понимают ли апостолы, «веточки» будущего христианства, что слова Спасителя имеют к ним непосредственное отношение? Ведь и в  истории христианства будет и отсечение ветвей, не приносящих плода, и очищение всякой, которая приносит плод – с тем, чтобы этих плодов стало больше.
Не могут не понимать – потому что Иисус говорит им: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».  
И развивает метафору виноградной лозы дальше: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  
Очевидное, казалось бы: отсеченная от лозы ветка – не только не может приносить плода, но вообще засыхает.
Хотя – какое-то время после того, как уже отделена от ствола, внешне выглядит вполне живой…
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.  Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» - продолжает Иисус, и снова возвращается к тому, о чем только что говорил в  Сионской горнице: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».
Но разве во все времена верующий человек, христианин может желать чего-либо более, чем служения Богу во славу Его?
Конечно же, нет – и слова Иисуса говорят о том, как человек может прославить Бога:  «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».
Вы - включающее в себя всех христиан всех времен.
Точнее – каждого христианина в любую эпоху и в любых условиях
Моими – потому что «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей».
Ничего сейчас не говорит Иисус об их любви к Себе…
Что ж, у него есть для этого основания.
И опять – не «теоретическое научение» на некую абстрактную тему, но об абсолютно конкретном: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви».
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».
И снова Иисус говорит ученикам о самом для них главном: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Одна всего заповедь Христа  – но разве не суммирует в себе она все остальные?
 «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам».
Вы – друзья Мои…
Как никто другой, именно Он имеет право говорить это – потому что именно сейчас, по именно этой дороге он Сам уже идет именно на то, чтобы положить Душу Свою, Свою человеческую жизнь - за них.
Свою - в отличие от тех многих и многих, которые, называя себя христианами, на протяжении двух тысяч лет будут вести войны, лишать других жизни со ссылкой именно на эти слова Спасителя - Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих!
Подумаешь, разница – всего-то свою заменить на чужую… Тем более, если чужой – не верит в Тебя, Господи!
А то и вообще принадлежит к другой религии. Мы же не для себя стараемся!
Не является ли все подобное проявлением рабской психологии в худшем из всех возможных варианте – рабства греху?
А ведь Иисус сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.  Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».
Как же близко соседствуют в этих уже почти последних словах Спасителя Его «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - и «дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам»…
И он снова повторяет то, что сказал им в Горнице, сразу после ухода Иуды:  «Сие заповедаю вам, да любите друг друга».
Если уж не врагов – то хотя бы друг друга.
Подумай: уже ТРИЖДЫ за этот такой короткий вечер звучит из уст Спасителя это - да любите друг друга!
И любовь к Богу раскрывается через любовь к людям – подобно тому, как любит Он сам.
Однако как же часто на эту любовь мiр будет отвечать ненавистью!
И это – тоже будет свидетельством правильности исполнения заповеданного:  «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.  Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.  Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.  Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно».
Наверное, Иисус вспоминает шестьдесят восьмой псалом - «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс.68:5).
И Он действительно будет отдать то, чего ни у кого не отнимал – жизнь.
Свою жизнь…
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;  а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» - продолжает Спаситель.
И случаен ли порядок, в котором Он говорит о будущем свидетельстве – сначала о Духе Святом, и только потом – об их, человеческом?
Однако  и тут будут не только человеческие свидетельства о Нем, но и тоже такие человеческие разногласия – например, исходит ли дух святой от Отца и Сына, или же только от Отца, хотя и через Сына?
Вопрос, конечно, важный – но для кого-то из тех, к кому обращена Благая весть, он надежно заслонит главное ее содержание…
«Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.  Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» - продолжает Иисус.
Богу!
И речь идет не о язычниках, не о представителях других религиях – но о войнах разного масштаба, от внутрисемейного до межгосударственного, между самими христианами. Но  причина их всех– одна: «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». «Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?»
Ученики молчат…
Никто из них – даже такой всегда порывистый Петр! – не произносит ни слова.
Почему же они не спрашивают Его? Все поняли? Или – не поняли вообще ничего?
Или же печаль понимания близкой разлуки с Учителем возобладала над всем остальным?  
Наверное, последнее – потому что Иисус говорит им: «Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.  Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,  и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня,  о правде, что Я иду к Отцу Моему,  и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден».
О грехе, о правде и о суде…
О грехе неверия во Христа.
О правде Его Сыновства.
И о суде над тем, кто – к сожалению – действительно является  князем мира сего – того мiра, в котором мы с тобой и живем.
Но вернемся на эту ночную дорогу.
Наверное, видя состояние апостолов, Иисус  говорит им: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить».
И снова Спаситель говорит им о будущей Пятидесятнице: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую[1] истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.  Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.  Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.
И все-таки, наверное, все это время в мыслях учеников доминирует мысль о том, что Иисус уходит от них. И, быть может, все остальные Его слова слабо воспринимаются ими на фоне этой мысли. Но как, наверное, встрепенулись они, услышав это – опять вскоре увидите Меня!
Но не стоит торопится с упреками в их адрес. Ведь эта неполнота понимания сохранилась по сей самый день,  и о словах Спасителя много веков спорят не неискушенные рыбаки – но ученые богословы…
 «Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?»
Что ж, этот вопрос еще раз доказывает, что апостолы – вполне «обычные» люди: «Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит».
Во всяком случае, в нечестности  их упрекнуть нельзя.
Они говорят это друг другу – но «Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу».
Наверное, в очередной раз убедившись, что Спасителю ведомы все их мысли, «Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел».
Правда, о том, что Он восходит к Богу – они ничего не говорят…
Но Спаситель знает, что если даже они и верят сказанному Им – то только сейчас,  в данный момент.
«Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
Обетование – не радости, но скорби…
Что ж, ее действительно будет немало - во все времена и по разным поводам.
Но есть одна скорбь, который, как мне думается, стоит особняком даже в таком длинном ряду.
Любите друг друга…
Вдумайся: Христос дал эту действительно заповедь новую не кому-то, а Своим самым близким ученикам, апостолам, каждый из которых вскоре станет «веткой на лозе», основателем христианских общин и церквей! 
Что ж, сегодня мы знаем -  у Него были для этого основания.




[1] Вся, целая

Комментариев нет:

Отправить комментарий