вторник, 19 апреля 2011 г.

Страстная. День третий. Притчи о работниках на винограднике.


ПРИТЧИ О РАБОТНИКАХ НА ВИНОГРАДНИКЕ
(Мф.20:1-16; 21:28-32; 21:33-46; Мк.12:1-12; Лк.20:9-19)

«Зависть - это сожаление о чужом благе».
Плутарх

А этот такой длинный - и одновременно такой короткий день продолжается.
И теперь Иисус, Которого снова и снова расспрашивают о Царстве Небесном,  рассказывает о нем Своими последними притчами.
Снова, как и в других притчах  – такие доступные  всем образы: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой  и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой»
Такой близкий, такой понятный всем образ Израиля как виноградника Господа…
Что ж, начало – вполне понятно. На винограднике нужны работники, которых в те периоды сезонных работ, когда дел особенно много, нанимают на подённую работу и платят им обычную дневную плату – динарий.
Нанятые начинают работу. Но их, видимо, не хватает – и хозяин виноградника, «выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно»[1]
Надо понимать, что с утра уже прошло немало времени – и надежды заработать на пропитание у этих людей таяли с  каждым часом.
И, наверное, они очень обрадовались, когда хозяин «и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли».
И еще дважды хозяин, «Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же».
(Может быть, стоит отметить, что принятое в то время деление суток отличалось от современного: день начинался в 6 часов утра, поэтому третий час соответствует нашим девяти часам, шестой час – полудню, а одиннадцатый – пяти часам вечера, когда до конца рабочего дня оставался всего один час).
И «Наконец» - уже в самом конце рабочего времени – «выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?».
Целый день они надеялись найти себе работу – и, уже, наверное, отчаялись найти её (а может быть, некоторые из них пришли сюда из других мест, услышав от кого-то, что здесь, на этой площади,  появился работодатель, который берет всех?).
«Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите».
Стоит ли сомневаться в том, как они поняли это - что следовать будет, получите? Что может им следовать за труд в течении оставшегося совсем немногого рабочего времени…
Но лучше заработать хоть что-то, чем совсем ничего.
И они – тоже идут в виноградник.
Наверное, для тех, кто слушает сейчас Спасителя, в Его рассказе нет пока ничего странного.
Но это – только пока
А вот теперь начинается нечто действительно необычное!
Потому что «Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию»
Не берусь даже вообразить себе выражение лиц тех, кто совершенно неожиданно для себя получил плату полного дня труда – но очень легко (поставив себя на их место!) представляю таковое у тех, которые «Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию…».
Стоит ли удивляться, что они, «получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной».
И как же отреагировал на это хозяин?
«Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?  возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу?» - и, очень хороша зная человеческую природу, называет истинную причину: «или глаз твой завистлив от того, что я добр?».
С точки зрения тех, кто пришел первыми – хозяин поступил несправедливо.
Что ж, справедливость (в человеческом понимании этого слова) - важна.
Но есть то, что гораздо важнее и неизмеримо выше справедливости: любовь и милость.
И еще: обрати внимание, что пришедшие последними – получили свою награду первыми. Может быть, еще и потому, чтобы не оставлять их надолго в убеждении, что они получат только малую часть того, что другие?
Что же до справедливости – то для того, чтобы оценить произошедшее на этом винограднике, недовольным достаточно было просто поставить себя самих на место тех, кто пришел последними.
Тем более, что они вполне реально могли оказаться таковыми.
«Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» - заканчивает притчу Спаситель.
А мне вспоминается один их истинных шедевров подлинно христианского богословия всех времен - Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста: «Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит...».
Тем временем Спаситель продолжает Свою речь.
И снова – притча, и снова – виноградник, для труда в котором призываются теперь уже не наемные рабочие – но самые близкие люди: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.  Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?».
Наверное, присутствующим этот вопрос кажется элементарным –  и вполне естественно, что они  «Говорят Ему: первый».
Что ж, ответ - верный. И тогда  «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».
Но разве только Иоанну-Крестителю не поверили – и не верят по сегодняшний день - многие?
Если бы только ему, Господи…
И еще раз Спаситель переносит мысли слушающих Его в виноградник.
«Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился».
Он сделал все необходимое по максимуму. И, поручив текущую работу работникам, - оставил виноградник.
Хотя оставил не навсегда – но до времени.
И вот, «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды…».  Для слушающих это вполне естественно– ведь и виноградник, и плоды его действительно принадлежал хозяину!
И – что же происходит?
А вот что: «виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями».
Хозяину виноградника нельзя отказать в терпении: несмотря на очевидность отношения к нему этих «арендаторов», он «Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же».
Не исключаю, что слушатели думают – ну, теперь-то он пошлет не слуг, а воинов, «спецназ», так сказать…
Что же делает хозяин? «Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего».
Постыдятся?
Еще чего! Наоборот, для этих «виноградарей» (наверняка, но неверно истолковавших предыдущие действия хозяина как проявление его слабости и ошибочно уверовавших в собственную безнаказанность) происходящее видится как отличная возможность развития собственных «достижений»: ведь можно не только завладеть урожаем этого года, но вообще «прибрать к рукам» весь виноградник - «Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.  И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили»[2].
Они не учли одного: хозяин - ушел не навсегда.
И его терпение и милосердие – хоть и невообразимо велики, но не бесконечны.
Не бесконечны - в отличие от бесконечности его могущества!
«Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» - спрашивает Спаситель.
И понимают ли те, которые в ответ «Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои», о каком Винограднике, о каком Хозяине-Отце, и о каком Сыне  говорит им в этой притче Спаситель?
И – кто эти злодеи и  другие виноградари?
Быть может, тем,  для которых это не вполне ясно, «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».
Неужели вы никогда не читали в Писании… 
Вряд ли  кто-либо даже из так называемых «простых людей» могли не знать этих слов 117 псалма.
Но ведь давно уже каждый шаг Иисуса внимательно отслеживается теми, кто и сейчас вслушивается в речь Спасителя – и уж совершенно точно читал в Писании процитированное Им.
Сейчас они тоже здесь – «И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит».
Они поняли не только это – но и то, что надо спешить, что-то предпринимать, «и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка».
Что ж, хотя бы за Пророка
Первосвященники и фарисеи, «оставив Его, отошли».
Отошли, как некогда сатана в пустыне – до времени




[1] Насколько я могу судить по греческому словарю, для употребленного здесь «праздно» лучшим вариантом допустимого перевода было бы, наверное, «безуспешно» или «не имеющими работы».

[2] Сегодня  в России тоже нередко происходит подобное описанному в этой притче. Даже специальный термин придуман - «рейдерский захват»…

Комментариев нет:

Отправить комментарий