четверг, 21 апреля 2011 г.

Страстная. День пятый. Последняя беседа в Сионской горнице.

ПОСЛЕДНЯЯ БЕСЕДА В СИОНСКОЙ ГОРНИЦЕ

«Не властны мы в самих себе,
И в молодые наши лета
Даём поспешные обеты –
Смешные, может быть, всевидящей судьбе».
Евгений Баратынский
Иисус остается с одиннадцатью.
И теперь уже только к ним, оставшимся, обращены слова Спасителя: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь».
Почему – теперь?
Есть у меня, правда, своя версия (да не поднимут меня на смех профессиональные переводчики и   богословы, у которых я заранее прошу извинения):  может быть, в переводе греческого текста – не там поставлена точка? Ведь в греческом тексте знаки препинания отсутствовали – по определению.
Что, если это теперь – начинает новое предложение?
И именно здесь, в этой горнице, и именно во время Вечери звучат Его принципиально важные слова: «Теперь заповедь новую даю вам…».
Новую?
Наверное, ученики ожидают чего-то чрезвычайного, выходящего за пределы даже того столь необычного, что прозвучало в заповедях блаженства – ведь они вроде бы уже понимают, что Учитель вот-вот оставит их!
И в тишине Сионской горнице звучит эта – последняя и действительно важнейшая – заповедь: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».
И это говорит Тот, кто заповедовал любить даже врагов! А теперь Он, зная и учеников, и каждого человека, включая будущих христиан, и нас с тобой, говорит о любви хотя бы – друг к другу…
Что ж, действительно – новая заповедь.
Я бы даже сказал – вечно новая, потому что последующая история не только человечества – но и христианства наглядно и неоднократно покажут, как далеко видел Христос.
И тем более это важно – продолжает Иисус - в силу того, что  «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Между собою…
О том, что они (и только ли они?) являются Его учениками и последователи, люди будут узнавать не по их словам и научениям - какими бы совершенными с точки зрения богословия они ни были, не по их рассказам и свидетельствам.
И даже их отношение к другим людям не будет достаточным для этого - подлинным свидетельством верности Иисусу  сможет стать их любовь именно друг к другу, между собою.
Любовь христианина – к другому христианину, пусть даже инославному.
Но как часто в будущем принадлежащий конкретной конфессии,  даже называя инославного братом,  будет считать его - Каином…
Однако, наверное, эти слова о любви не воспринимаются сейчас учениками в полной мере – в их ушах ещё звучит сказанное Спасителем «куда Я иду, вы не можете придти».
И пытаясь осмыслить Его слова, «Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.  Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь?».
И добавляет – «я душу мою положу за Тебя».
Душу, жизнь…
Ты опять торопишься, Петр.
Тебе недостаточно только что данного величайшего обетования - после пойдешь за Мною.
И зная все, что произойдет совсем скоро, «Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».
В малой даже степени трудно представить мне, что испытывает сейчас Петр – сейчас, когда в ответ на его такое, как ему кажется,  искреннее я душу мою положу за Тебя «холодным душем» прозвучали слова Спасителя: не пропоет петух, как отречёшься от Меня трижды.
Не просто отречёшься – но трижды сделаешь это…
Наверное, растеряны и остальные десять апостолов.
И видя это состояние, Иисус говорит им: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
Он столько уже говорил им о Царстве, в которое идет  – «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете».
Знаете…
Знаете?
Но услыхав эти слова, «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь…».  
А  раз не знаем, куда – тогда уж тем более «и как можем знать путь?» - заканчивает свой вопрос Фома. Хотя, наверное, это не только его вопрос: ведь  сказанное во множественном числе – не знаем – говорит о том, что Фома выступает от имени всех учеников, которые, по-видимому, не раз задавались им.
Что ж, Фома, по крайне мере, честен.
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Путь, о котором спрашивает Его Фома - Сам Христос.
И более чем путь: Он – та истина, которую являет Спаситель, и жизнь вечная – как итог указанного Им пути.
Единственно истинного пути.
(Помнишь – Вифания, дом Лазаря, и обращенные к Марфе слова Иисуса:  «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин.11:25,26))?
И предвосхищая вопрос об Отце, который, наверное, уже на устах у Филиппа, Иисус говорит: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его».
Но теперь уже другой апостол, «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».
Слова, которые говорит Иисус – слова Бога-Отца.
И творимые Им дела – тоже дела Бога!
«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» - продолжает Иисус.
Верьте - хотя бы по делам…
Но адресованные недавно народу слова евагнелиста «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин.12:37) – разве сейчас не относятся они и к самим апостолам?
Причём – не в большей ли даже степени,  потому что как никто другие именно они, все эти три года постоянно находившиеся рядом с Иисусом,  были свидетелями стольких Его чудес?
Верьте Мне по самым делам…
Верьте – потому что  «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».
Меня уже не будет с вами так, как Я был все эти годы. И именно вам предстоит стать Моими посланниками, Апостолами Христа, причём не только в Палестине, которую вдоль и поперек мы с вами исходили вместе – но далеко за её пределами!
И для этого вам нужна будет вера - во всей её полноте!
Разве забыли вы, как совсем недавно, когда по слову Моему засохла смоковница, - и увидев это, вы «удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница»?
Ведь ещё тогда Я сказал вам «в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:20-22)!
Что ж, Я еще раз говорю вам: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне».
И ещё раз повторю: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю»!
Я перечитываю эти строки – и думаю: сколько же прошений во всем мире возносится ежечасно и ежеминутно в молитвах ко Христу!
Но почему же так часто остаются неисполненными содержащиеся в них просьбы?
Зарплату мне – не повысили (хотя я, конечно же, работаю лучше многих сослуживцев), машину приобрести – из-за кризиса так и не удалось, мерзавца и пьяницу соседа, своими скандалами постоянно мешающему мне читать Библию - милиция так и не посадила…
Разве это справедливо?
А ведь я так просил Тебя об этом!
Но, быть может, ключ – в прозвучавшем из уст Спасителя во имя Мое?
Не есть ли эти слова - важнейшее условие?
Можно ли во имя Иисуса - просить о своем материальном благополучии, или о том, чтобы другому человеку, пусть даже действительно не слишком «положительному», было причинено зло?
Да еще добавляя, быть может – «ведь ты же Бог, Ты все можешь, так чего Тебе стоит!»?
Таковым – надо вспомнить, чего - в итоге - стоило Спасителю прийти в наш, человеческий мiр.
И не забывать слова Максима Исповедника  (о которых я, кажется, уже писал): «Не жалуйся, что Бог несправедлив: если бы Он был справедлив, ты давно горел бы в аду».
Помнишь слова апостола Павла – «все согрешили»?
И конечно же – не только апостолам адресованы слова, которыми Спаситель продолжает Свою последнюю с ними беседу: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
И тогда «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя[1], да пребудет с вами вовек…».
Я в земном Своём обличии скоро покину вас. Но – всегда, во все времена с вами, людьми, с каждым из вас – будет Тот, которого даст Бог-Отец: не только Утешителя в обыденном, человеческом понимании, как того, кто в трудный момент утешает и успокаивает – но  «Духа истины».
Того Духа, «Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».
Вы знаете Его
Знаете?
Да полно, скажешь ты! Ну, с миром, который не видит Его и не знает Его – все понятно, это и по сей день так. Возразить нечего. Но что касается апостолов – то разве можно (во всяком случае, сейчас) говорить о них подобным образом?
Разве не противоречит прозвучавшее вы знаете Его их же предыдущим вопросам?
Раз так говорит Христос – не только можно, но и дОлжно.
А что до противоречия…
Быть может, стоит обратить внимание на это: Он с вами пребывает и в вас будет.
С вами - уже пребывает. Но в каком-то смысле – он ещё вовне вас.
В  вас самих,   в вашем внутреннем, сокровенном я, в ваших душах - ещё только будет.
День Пятидесятницы – еще не пришел…
Ступени возрастания…
Ступени познания – как, например,  в близкой мне науке. Школа, университет, аспирантура и так далее… Физику знает и школьник, знаю и я, закончивший физфак, – но её знает, например,  и нобелевский лауреат академик Жорес Алферов! Однако разве придёт кому-нибудь в голову сравнивать эти три уровня знания? Мне – уж точно нет.
Как правило, только школьник считает, что вся физика исчерпывается его учебником.
(Кстати: помнишь «двухэтапное» прозрение слепого, исцелённого в Вифсаиде Спасителем?).
Так что Дух в учениках – пусть и в малой ещё степени – уже пребывает.
А впереди - Пятидесятница, в день которой апостолы обретут всю Его полноту!
И произойдет то, о чем говорит в продолжение Своих слов Иисус: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам».
Знающий обо всем  предстоящем, о Своей крестной смерти, Он произносит: «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить».
Как удивительно это вневременное - Я живу, заставляющее вспомнить слова Спасителя – «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан.8:58)
Он, Христос, Которому ведома судьба каждого человека, и уже сейчас знающего, что такая же, как и Его собственная,  мучительная смерть ожидает абсолютное большинство тех, кто слушает Его сейчас - дает им это великое обетование жизни вечной: вы будете жить!
И во всей полноте обетованного - именно тогда, «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».
Сказанное Иисусом относится не только к слушающим сейчас ученикам – но к каждому человеку: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. А кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Но вся это полнота, полнота истинного знания и истинной жизни – наступит позже.
Сейчас – её нет ещё.
И словно подтверждая это, «Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?».
Что подвигло его на этот вопрос?
Может быть – масштаб обетования?
Ведь они ждут Мессию, приход которого будет очевиден всему миру! А тут – вроде бы такое «локальное», сугубо личное явление…
 «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».
Догадываешься, что – и Кого - содержит в себе это Мы?
Я снова перечитываю это кто соблюдает – тот любит, и тут же, совсем рядом, – казалось бы – обратное: кто любит, тот соблюдает…
Но разве возможно более наглядно, чем тем самым делает это  Сам Спаситель, показать взаимосвязанность, взаимообусловленность, неразделимость любви к Богу - и исполнения Его заповедей?
Невозможность что-то одно поставить на первое место?
И в продолжение сказанного звучит: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами».
С вами, уже имеющими только начаток духа (Рим.8:23), - но  «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».
Дух - научит всему!
Всей возможной для человека полноте познания Бога.
И напомнит – как напоминают нам с тобой всё, что говорил ученикам Христос, строки Четвероевангелия.
И завершая Свои последние в Сионской горнице слова, Спаситель говорит апостолам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам».
Они остаются в мiре – но будут пребывать в мире Иисуса.
Имея «двойное гражданство» – земное и небесное.
Хотя, наверное, правильнее было бы сказать – небесное и земное.
Ученики притихли. Но Спасителю ведомо всё то смятение, которое царит сейчас в их головах – и Он говорит им: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.  Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда».
Чтобы мир знал
Не для вашего только блага – но ради каждого живущего человека.
Тайная Вечеря  завершена.
Вместе со Спасителем ученики встают из-за стола и выходят в ночь, на освещаемую полной луной дорогу в Гефсиманский сад.
Туда, куда уже идет князь мира сего.
Что ж, давай и мы с тобой тихонько последуем за ними…





[1] Варианты перевода: Утешителя, Ходатая, Защитника, Заступника. Греческое слово оригинала включает в себя все перечисленные смысловые значения

Комментариев нет:

Отправить комментарий