четверг, 21 апреля 2011 г.

Страстная. День пятый. Гефсимания.

ГЕФСИМАНИЯ
(Мф.26:36-46; Мк.14:32-41; Лк.22:39-46).

«Зелень тусклая олив,
Успокоенность желания.
Безнадежно молчалив
Скорбный сон твой, Гефсимания...»
Фёдор Сологуб.

Спаситель закончил Свою молитву.
Закончен и недлинный остаток пути - «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания…».
Недолгим был Его путь сюда от ночного Иерусалима. Остался позади и спуск в долину почти пересыхающего в это время года Кедрона, по руслу которого сейчас течет не столько вода, сколько кровь тысяч и тысяч овец, закалаемых на конвейере жертвенника храма…
И по контрасту с происходящим – можно ли не вспомнить сейчас самое начало земного служения Спасителя?
Тогда – ясный, солнечный день, полноводный Иордан, запах речной свежести.
И всё – впереди.
А сейчас – ночь, и этот мрачный поток (неслучайно Кедрон переводится как черный, темный) с исходящим от него непередаваемым, тошнотворным и перебивающим все остальные запахом крови – будто напоминая тем самым Иисусу, и без того об этом знающему, о приближении конца.
Вот и Гефсиманский сад – то место, куда для немногих часов уединения  Он так любил приходить со Своими учениками.
Быть может, они и сейчас привычно начинают готовиться к ночному отдыху – но Он «говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать».
Они отходят недалеко от основной группы, и «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно…».
Какое же сильное, какое поистине жуткое впечатление на Петра, Иакова и Иоанна должны были произвести это - душа Моя скорбит смертельно! Из уст Спасителя такое звучит впервые - и как же велика, как запредельна степень этой Его скорби…
И их троих, самых Ему близких, Он просит - «побудьте здесь и бодрствуйте со Мною».
Люди часто взывали и взывают к Богу о помощи – но здесь, в этом ночном Гефсиманском саду, впервые звучит обращенная к людям просьба Бога -об их, человеческой поддержке, в которой Он так нуждается сейчас!
Ему - как Истинному Человеку - так нужна  сейчас молитвенная помощь самых близких Ему людей!
«И отойдя немного» Он, Человек Иисус, «пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да  минует меня чаша сия…».
Но может ли что-либо сильнее подтвердить совершенство этой Его человеческой природы, чем следующие за прозвучавшими слова –  «впрочем не как Я хочу, но как Ты»!
И что же ученики? Ведь они видят Его состояние – казалось бы, такое необычное!
Более того – Он Сам так просит их бодрствовать!
Но вот продолжение евангельского текста - «И приходит к ученикам и находит их спящими…».
Отчего же заснули вы, Петр, Иаков и Иоанн?
Быть может, ваш сон – это то, что медики называют «запредельным торможением» - ведь иногда, в моменты крайнего нервного перенапряжения, организм включает защитные механизмы, некие предотвращающие полный срыв «блокировки»,  - и человек засыпает?
А может быть – вы ещё не понимаете, ЧТО происходит?
Или же это – просто чисто человеческая ваша усталость от событий прошедшего дня?
И не поэтому ли, найдя их уснувшими, Спаситель «говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?».
Он обращается именно к Петру – который почти только что так пылко и уверенно заявлял – «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь».
И вот - первое практическое «доказательство» его верности…
Нет, неслучайно Иисус, обращаясь к нему, называет его сейчас не Петр, но – Симон.
Равно как и неслучайно Он обращается сейчас не ко всем троим – но именно и только к Петру.
А ведь истинные, настоящие испытания для него еще не наступили!
И теперь уже всем троим говорит Спаситель: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение»: дух бодр, плоть же немощна».
Даже сейчас, в тяжелейшие для Иисуса минуты Он думает не столько о Себе, сколько – о них!
Их бодрствование и их молитва  нужны не столько Ему – сколько в первую очередь им самим.
Нужны для того, чтобы не Он – но они не впали в искушение от всего того ужаса, до которого осталось несколько всего минут…
Он знает, что говорит – не Его ли человеческая плоть только что взывала к Отцу да минует меня чаша сия?
Но в то же время – не из глубины ли души Его прозвучало это - впрочем не как Я хочу, но как Ты?
И  «Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя».
Что ж, теперь-то уж они, не просто ученики – но трое особо избранных, теперь-то уж преодолели, наверное, своё состояние?
Если бы…
И на этот раз Спаситель, «возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать».
Хотя ничего не сказано евангелистами о том, что Иисус снова упрекал их – разве всегда нужны слова?
Достаточно одного взгляда…
Как же контрастирует то, что происходит сейчас на Елеонской горе с недавним Преображением…
Тогда они тоже уснули – помнишь, «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним» (Лк.9:32).
Совсем другим сном спят они теперь – и что увидят, свидетелями ЧЕМУ станут, пробудившись, уже вот-вот?
В третий, теперь уже последний раз ни о чём уже не просящий  Петра, Иакова и Иоанна Спаситель «оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово».
Снова освещенные полнолунием оливы в саду слышат это - «впрочем не как Я хочу, но как Ты».
А ученики снова спят – и только Иисус, «находясь в борении, прилежнее молился…».
Своей – такой одинокой – молитвой…
И во время этой молитвы две природы Христа – истинного Бога и истинного, подобного каждому во всём, кроме греха Человека  борются одна с другой с таким запредельным напряжением, что лопаются капиллярные сосуды – «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю».
Приближаются Его последние часы.
Все ближе окончание земного пути, час распятия.
Тот час, когда из распятого на кресте и пронзенного копьём Тела Спасителя истекут кровь и вода.
И Он знает об этом.
Пора.
Как страшно звучат порой обычные  вроде бы слова!
Вот и это слово - пора...
Встав с молитвы, Иисус третий раз «приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников».
И видя мелькающие в глубине сада факелы, добавляет: «Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».
Кончено

Комментариев нет:

Отправить комментарий