вторник, 19 апреля 2011 г.

Страстная. День третий Притчи о талантах и о Страшном суде.



ПРИТЧИ О ТАЛАНТАХ И О СТРАШНОМ СУДЕ
(Мф.25:13-46)
 «…И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в ельнях - крылья херувима,
А под пеньком - голодный Спас».
Сергей Есенин

Я снова перечитываю слова, которыми Иисус заканчивает притчу о десяти девах:  «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Второе пришествие…. Вопрос из категории «вечных», интересующий едва ли не всех и каждого.  Однако  когда - вторично по отношению к тому, как оно произойдет. Именно об этом Спаситель продолжает говорить следующими, самыми последними Своими притчами - о талантах и о страшном суде.
Когда наступит это «когда», вернувшись, «Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один…».
(Стоит, может быть, напомнить, что талантом в то время называлась мера веса драгоценных металлов – золота и серебра).
Обрати внимание: то, чем располагал хозяин, распределено им неравномерно. Трем рабам поручено одно и то же по сути – но «каждому по его силе…».
Он знал, на что способен каждый из них!
«И», дав поручение, он  «тотчас отправился».
Первый из рабов,  «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов…».
Не отстает от него и второй -  «точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;…».
Однако совсем иначе распорядился порученным ему богатством третий:  «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».
И вот наступает момент, когда  «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета».
Рабы – не знали точного времени возвращения своего хозяина. (Хотя не исключено, что их тоже интересовало время его «пришествия»).
Случайно или нет – но первым отчитывается то, кому была доверена самая большая сумма: «подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».
Что ж, его труд оценен по достоинству: «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Следом  «подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».
И хотя, казалось бы, в абсолютном исчислении он принес хозяину меньший доход, - «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Настает черед последнего. Он не торопится рассказать о содеянном – но поскольку деваться некуда, «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал...».
Ко всему прочему – этот раб еще и неумен! (Впрочем, привычка говорить гадости под видом «резать правду-матку» довольно распространена во все времена).
 «… и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» - завершает свой «отчет» последний раб.
Убоявшись… Где-то мне уже попадалось нечто подобное. Да, действительно, вот оно – «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся…» (Быт.3:10). Этими словами Адам ответил Богу. Если ты помнишь, у Адама в его поступке были виноваты и Бог, и Ева – словом, все, кроме него самого. Так и здесь…
Адам был изгнан из рая. А какова же участь этого раба?
«Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!».
Что меня лично удивляет в этой притче – так это то, что даже самый «отрицательный» ее персонаж не украл порученные ему деньги и не скрылся с ними! По временам сегодняшним – уже за одно это он был бы, пожалуй, достоин похвалы и награды.
И еще: снова эти именно три раба, как и три меры муки в притче о закваске, так напоминают мне о трех христианских  конфессиях нашего с тобой времени…
Господин, до времени отправлявшийся в дальнюю страну, вернулся – и каждый его раб был судим.
Наверное, только что прозвучавшую притчу можно рассматривать и как своего рода предисловие к самой последней из рассказанных Иисусом – притче о Страшном суде, которой он завершает в этот вечер Свои слова.
В только что рассказанной –вернулся хозяин.
 «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,  и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;  и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую».
Всего две категории… И всего два вида приговора на этом суде:
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:  ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;  был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Меня всегда удивляла эта реакция праведников на слова Спасителя. Вместо того, чтобы торжествовать и упиваться собственным спасением (а то еще и наказанием остальных)-  «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
И слышат в ответ одни из ключевых, быть может, слов всего Евангелия: «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Наступает очередь других.
 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:  ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;  был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
Почему-то кажется мне, что эти люди удивлены еще больше, чем предыдущие – «Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
Заметь: ни тем, ни другим Христос ничего не сказал ни о служении в храме, ни о жертвах, ни об обрядах, ни о каких-либо других формах того, что называлось и подразумевалось в те времена под словом «богослужение» (хотя – только ли в те времена?).
Все, чем будет судим каждый человек – его отношение к другому человеку.
(Вспоминают ли сейчас ученики притчу о милосердном самарянине?).
И истинное богослужение – это служение другому человеку.
Независимо от того, каков он.
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Жизнь вечная – с Иисусом Христом… Наверное, в представлении многих людей рай – это будущее бытие с Богом. Желать этого можно и нужно – но я опять хотел бы привести слова матери Терезы Калькуттской: «Мы все так стремимся к раю, где пребывает Бог, но ведь это в нашей власти – быть с Ним на небесах здесь и сейчас и радоваться вместе с Ним уже в эту минуту. Чтобы быть счастливыми с Ним здесь и сейчас, нужно любить, как Он любит, помогать, как Он помогает, давать, как Он дает, служить, как Он служит, поддерживать, как Он поддерживает, жить бок о бок с Ним круглые сутки.
Чтобы быть подлинной, любовь должна быть прежде всего любовью к ближнему. Мы должны любить тех, кто к нам ближе всего, в нашем собственном доме. А уж оттуда любовь распространяется на тех, кто в ней нуждается.
Нетрудно любить тех, кто живет на другом конце света, и гораздо труднее – тех, кто живет рядом с нами. Проще дать рису голодному, чем утешить, приняв  у себя, несчастного или изгоя.
Я хотела бы, чтобы ты пустился на поиски бедного у себя дома. Твоя любовь должна прежде всего начинаться там. Я хотела бы, чтобы ты принес Благую Весть прежде всего своим близким, чтобы ты позаботился о ближайшем соседе. Впрочем, знаком ли ты с ним вообще?».
Ко многому, что происходит на Страстной неделе, применимо слово «последнее».
Вот и эта притча – она тоже самая последняя из поведанных Иисусом Своим ученикам.
Наверное, Он мог рассказать ее и раньше - но рассказал именно сейчас.
Не потому ли, что сказанное в ней – самое важное?
 Третий день последней недели закончен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий