вторник, 19 апреля 2011 г.

Страстная. День третий. Саддукеи о воскресении. Фарисеи о наибольшей заповеди.

САДДУКЕИ О ВОСКРЕСЕНИИ.
ФАРИСЕИ О НАИБОЛЬШЕЙ ЗАПОВЕДИ.
(Мф.22:23-33; 23:1-39; Лк.20:27-40)

«Когда на свете появляется истинный гений,
то узнать его можно хотя бы потому,
что все тупоголовые соединяются в борьбе против него».
Джонатан Свифт

Третий день Страстной недели продолжается.
Продолжаются и попытки врагов Спасителя уловить Его – но теперь «свой вклад» в это решают внести и саддукеи: «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:  Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее».
(Стоит, может быть, напомнить, что в те времена существовал институт так называемого «левиратного брака», согласно нормам которого овдовевшую женщину обязан был взять в жены брат умершего мужа).
Но обрати внимание: вопрос о вечности задают не фарисеи – но саддукеи, те, кто…  отрицает воскресение, жизнь после смерти! (Хотя фарисеи – наверняка тоже здесь, рядом, в напряженном молчании ожидая ответа Спасителя. И как знать - может быть, саддукеи задают сейчас вопрос, который они слышали во время фарисейских дискуссий – ведь именно подобные «проблемы» и составляли излюбленный предмет их обсуждений!).
Ах, саддукеи, саддукеи… 
Весь предыдущий - и такой неудачный - опыт вопрошания фарисеев и «иже с ними» так ничему-то и вас не научил!
Вот уж, действительно, по нашей русской поговорке – «куда конь с копытом, туда и рак с клешней»…
Что ж, «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых».
Как удивительно, как знаменательно то, что Спаситель не сказал – Бог Авраама, Исаака и Иакова! Разве не подчеркивает то, как построил Он Свою фразу, что Бог – это Бог не всех вместе взятых, не некоего абстрактного «человечества» - но каждого индивидуального человека?
Реченного вам Богом…
Специально для саддукеев, признающих в качестве безусловного авторитета только Пятикнижие, Иисус добавляет к уже сказанному отсылку именно к Торе: «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова».
Конечно же,  им известно это место – книга Исход, третья глава, с второго по шестой стихи.
Что ж, надо отдать должное если не всем собравшимся – то хотя бы некоторым из них, потому что «На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал».
И уж тем более – «слыша, народ дивился учению Его».
Наступает молчание – потому что «После того никто уже не смел спрашивать Его».
Однако слова Спасителя имеют и другое последствие: «фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе».   
Они понимают, что каким-то образом надо срочно «перехватить инициативу» - «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:  Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?».
Какой ответ ожидает он от Спасителя?
Хочет ли спрашивающий снова только «уличить» Его – ведь написано, что он задал вопрос, искушая Его?
Или в нем, в глубине его сердца, есть все-таки  и что-то искреннее?
Желание  найти действительно главное в том поистине бесконечном нагромождении «правил и установлений», которое сами вопрошающие и создали?
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь»
Казалось бы, ответ прозвучал  - но не останавливаясь на сказанном, Иисус продолжает: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Потому что  именно  в этом их  сочетании, «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Весь закон, все, о чем говорили пророки, вся квинтэссенция Ветхого завета – в этих двух коротких заповедях, обретающих полноту в своей нераздельной совокупности …
Сказал ли Спаситель что-то новое для  этого законника?
Задавшему вопрос  известны, конечно, оба места Торы, которыми отвечает ему Спаситель – четвертый и пятый стихи шестой главы книги Второзаконие, восемнадцатый стих девятнадцатой главы книги Левит.
Но как же глубоко символично то, что первая заповедь, приведенная Иисусом, предваряется Моисеем словами – Слушай, Израиль! 
И именно эти слова представляются мне настолько важными, что, быть может, стоило  бы выделить их в отдельную заповедь…
 Ведь с  самого начала человеческого бытия и до данного момента, когда ты читаешь эти строки, до самого последнего мгновения человеческой жизни - Бог говорит с человеком.
Но слышит ли Его человек?
Более того - хочет ли слышать?
Слушай, Израиль…
Слушай, человек…
Похоже, что задававший вопрос –  все-таки что-то услышал, потому что Евангелие сохранило для нас его ответ: «хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв».
Как поразительно точно почувствовал и осознал он это - больше всех всесожжений и жертв!
И удивительно ли теперь, что вместо того, чтобы упрекнуть его в изначальной мотивации вопроса, «Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия».
Но разве не с  явной издёвкой обращаются к Иисусу саддукеи, разве не желают  «уловить» Его очередным вопросом фарисеи и законники?
И все происходит при скоплении народа.
Людей –  которые,  слыша и их вопросы, и Его ответы, если даже и не вполне понимают их – то уж наверное вполне понимают истинные мотивы вопрошающих.
К этим людям и обращается теперь Спаситель: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим  и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают…».  
И беда - не только в том, что они не делают сами -  но  в том, что таковые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их…».
Впрочем, их нельзя «упрекнуть» в бездеятельности – но «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах  и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!».
И, быть может заглядывая уже в будущую историю Своей церкви, Спаситель говорит: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;  и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».
И, повернувшись теперь к «ревнителям закона», Иисус произносит восьмикратное «Горе вам»…
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».
Горе потому, что именно вы, те, кому дано знание об этом Царстве – становитесь едва ли не главным препятствием для тех, кто хочет достичь его!
И при этом – дополнительно «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение».
Горе – лицемерам и притворщикам всех времен.
 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».
Горе вам, лжемиссионеры, потому что вы приносите гибель тому, кого «достигли» ваши усилия!
«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен».
Горе вам – потому что истинная ценность храма вовсе не в золоте, которое хранится в его сокровищнице: «Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?».
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять».
Горе вам, потому что выступая ревнителями закона – вы,  «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие»,  по сути -  извращаете его!
« Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды».
Горе вам – потому что все, заповеданное Богом, вы сводите к внешнему, ритуальному. Не понимая того, что не может быть по-настоящему чистым даже внешне то, что содержит грязь  внутри себя - «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты».
Горе вам – потому что вы, столь привлекательные внешними проявлениями,  вводите тем самым окружающих вас в заблуждение, поскольку  «так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков».
Горе вам – потому что поступая «таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших».
Что ж, совсем уже скоро те, к кому обращены Его слова, дополнят  - и даже переполнят эту меру…
И уже сейчас Иисус  знает, что судьба Его учеников и последователей будет повторением того, о чем сказано: «вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником».
« Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» - заканчивает свои слова Спаситель.
И снова, как и перед входом в Иерусалим, не гневом – но  какой же поистине  нечеловеческой болью наполнены слова Спасителя, уже сейчас видящего то, что совсем скоро произойдет с этим городом: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне…».
Отныне  – и никогда?
Но как же важно, что эти слова – не последние!
Потому что после этих слов Иисуса  Им дается поистине величайшее обетование Израилю: «доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий