четверг, 7 апреля 2011 г.

Благовещенье

Сегодня - Благовещенье.
Удивительное все-таки слово... 
Наше время так редко приносит хоть сколько-нибудь благие, хорошие вести! Что ж, тем ценнее те, которые действительно, по самому большому счету, являются Благими.
По  поводу сегодняшнего праздника с которым я поздравляю тебя, уважаемый посетитель, выкладываю еще одну главу из моего "опуса". Итак -


Благовещение
(Мф.1:18-23; Лк.1:26-38).
«Честнейшую честнейших Херувим,
Славнейшую славнейших Серафим,
Земных надежд Небесное Свершенье
Она величит каждое мгновенье
И чувствует к простым словам своим
Вниманье, милость и благоволенье».
Николай Гумилев


А теперь Евангелие переносит нас с тобой из Иудеи, из главного города всех иудеев всего мира - Иерусалима, совсем в другую часть тогдашней Палестины – в Галилею, в небольшой и, по нашим меркам,  вполне «провинциальный» Назарет.
Прошло уже пять месяцев с того дня, когда Захария услышал ангельскую весть. А  «в шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,  к  Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария».
Тот же самый, недавно возвестивший Захарии о грядущем рождении Иоанна «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.  Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие».
Наверное, видевшему испуг  Захарии Гавриилу понятно смущение  Марии.
Действительно – Захария хоть и вполне рядовой – но священник.
К тому же и жена его, Елисавета - тоже из священнического рода.
И благовестие происходило не где-нибудь, а в Иерусалимском храме, в самом его средоточии – у жертвенника, в непосредственной и максимально возможной для человека близости к Богу – рядом со Святое Святых!
А здесь – несопоставимо большее обетование дается абсолютно вроде бы «рядовому» человеку, тем более – Девушке (точнее даже – молоденькой Девочке), живущей так далеко от Иерусалима, и вообще не в Иудее даже – но в маленьком городке глубокой провинции…
 «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; -  и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус».
И снова ангел повторяет уже сказанное им Захарии – не бойся
Легко сказать!
Попробуй представить себе - какие мысли сменяют друг друга в Её головке?
Ведь Марии – наверняка немногим больше всего-то двенадцати лет.
Она вскоре должна стать женой плотника Иосифа, которому обручена.
Далекая от богословских проблем - Она понимает, знает по наверняка известным Ей примерам, чем оборачивается  беременность до замужества в небольшом городке, где все на виду друг у друга (ведь порядки того времени предписывали гораздо худшее, чем мазать ворота дегтем невесте, уличенной в добрачной связи).
А уж что касается беременности до брака, да еще и не от того, с кем обручена… 
Тем более - в этот момент Мария еще не знает, что и у ее будущего мужа, Иосифа,  – тоже будет необычная встреча с небесным Посланником.
И в этот момент – судьба всего мира зависит от Ее ответа!
Что, если бы Мария испугалась? Ответила отказом?
А Ангел тем временем продолжает:  «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;  и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Может быть, все, что говорит Ей Ангел в продолжение прозвучавшего «зачнешь во чреве», не вполне воспринимается Ею – потому что «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?»
 Не стоит винить Ее за этот «приземленный» - но такой естественный вопрос!
Столетиями после этого момента, по настоящее время, его будут повторять многие и многие, отказываясь принять чудо Непорочного Зачатия  - не понимая при этом, каким необъяснимым (по большому счету) наукой чудом является так называемое «обычное» возникновение новой жизни.
Вспоминает ли Она сказанное Богом через пророка Иеремию: «Вот, Я - Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер. 32,27).
И «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.   Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,   ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».
И вот наступает ключевой момент этой Встречи (я специально пишу это слово с большой буквы):
«Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Мария – поверила Богу.
И тем самым на все времена Она возглавила ряд таких гигантов Веры, как Авель, Ной, Авраам, Исаак, Иосиф, Моисей – и многих других,  о которых сказано в одиннадцатой главе Послания евреям.
И Раба Господня станет Матерью Сына Божия, Бога, который в Иисусе Христе «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;  смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:7,8).
Сам ли Иосиф обнаружил беременность невесты, Мария ли рассказала ему об этом – Писание говорит только, что это стало ему известным: «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго».
И как же замечательно характеризует не знающего еще о том, что присутствует  при величайшем Чуде (и даже в определенной степени участвует в нем!) Иосифа его желание «минимизировать» возможные для Марии негативные последствия - и сделать максимум из того, что он может предложить ей в этой ситуации то, что «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;  родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». [1]
Наречешь Ему имя Иисус…
Что прозвучало для Иосифа в этом имени?
Записанное в греческом тексте Иисус является переводом иудейского  имени Иешуа – что значит Яхве спасает.
Бог спасает…
Но кого - и от чего?
О чем мог думать, какие чувства мог испытывать Иосиф, услышав это - Он спасет людей Своих от грехов их?
Наверное, даже наверняка ему знакомы слова  сто двадцать девятого псалма: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс. 129:8).
Удивляет ли его такая перемена – спасение уже не Израиля – но людей Своих, и не от беззаконий его – но от грехов их?
Понимает ли он, насколько принципиальна и важна такая перемена?
И вспомнились ли ему, как мне сейчас, слова ветхозаветного пророка Иеремии, обращенные к Израилю:  «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер.31:22)?
Да, это  действительно нечто новое. Причем еще «мягко говоря» – если учесть роль и место в социуме женщины всех почти времен ветхозаветного Израиля.
Да к тому же по сравнению с тем, какую роль сыграла Ева в самом начале Бытия…
Как же удивительно изменяется роль женщины в человеческой истории!
 В самом ее начале, в эдемском саду, первая женщина, Ева, стоит у самого начала грехопадения человека, утраты его связи с Богом.
Но давай лучше откроем самое начало Библии, первую ее книгу.
Бытие.
Начало второй главы.
Творение  всего существующего завершается сотворением человека, - того, которого совершенно правильно называют «венцом творения».
А затем -  «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт.2:8,10).
Дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла…  
Почему же из всего многообразия бывшего в Эдеме выделены особо именно эти два дерева? 
У созданного Богом и поселенного там человека есть абсолютно все, что нужно не просто для «биологической» жизни – но для полного счастья.
Полного – потому, что в этом в самом буквальном смысле раю с ним – Бог.
И он – с Богом.
Наверное, именно это бытие с Богом, прямое и непосредственное богообщение человека и делает этот сад раем - и отличает от ада…
И, может быть, уже здесь, на земле, в этой жизни – каждому человеку, пусть и живущему в самых комфортабельных материальных условиях, но все равно ощущающему нехватку чего-то самого главного самого важного – дано, пусть хотя и смутно, но все же почувствовать это?
Еще несколько слов, которыми Библия описывает это событие, это первозданное со-бытиё человека и Бога, останавливают меня сейчас, когда я пишу тебе эти строки:  «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15).
Конечно же, я  понимаю, что буквальный смысл этих слов – возделывать и хранить – относится к саду. Но почему-то так хочется отнести их к намерению Бога в отношении к человеку...
Но и это еще не все. Как никто другой,  именно Бог знает, что такое потребность в любви, потребность любить -  и быть любимым!
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18).
Не Трое ли в Одном присутствуют в этом сотворим?  
Созидает Отец, созидает Сын, созидает Святой Дух…
Создана первая женщина. Теперь их двое, созданных Творцом друг для друга, и обоих – для Творца.
Адам и Ева. 
Человек и Жизнь – так переводятся их имена…
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт.1:28).
Первому человеку дана вся полнота жизни, позволено все – при всего лишь одном-единственном, но принципиальном  ограничении: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16).
Творец знает, что свободный человек будет испытывать искушение вкусить плоды древа познания  – но Он, не ограничивая человеческую свободу, предупреждает его о последствиях.
И аргументация Бога – тем более сильная, что результатом этого может стать то, что впервые упоминается в этой строке Библии.
Смерть…
Именно перед ней более всего будет испытывать страх каждый человек.
И я воспринимаю произнесенные Богом слова не столько как запрет, но как Его желание, как совет любимому Им - человеку.
А человеку дано право решать, как относится к нему – и тем самым к Нему, Тому, Кто сказал это.
Именно в этом и есть, быть может, главное содержание того главного, что дал Бог  человеку -  свободы?
Той истинной свободы,  реализация которой возможна только при наличии всего лишь одного, но абсолютно  принципиального условия: наличия выбора. 
Для этого, наверное,  и было посажено в саду Эдемском это дерево познания добра и зла
И вот впервые в истории для человека наступила  возможность реализовать свою свободу выбора. 
Первое испытание первого человека тем, что будет всегда в чем-то главным для него испытанием – испытание свободой…
И - тоже впервые - люди сталкиваются с главным носителем зла. С сатаной – который всегда выступает в каком-либо конкретном и вполне земном  обличии.
И вот сейчас, в самом начале человеческой истории искуситель - тоже впервые - обращается к человеку, к Еве: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю (Быт.3:1).
Да, эта формулировка, это начало разговора, это начало сомнению – что называется, «на все времена»!
Много веков список, количество этих относящихся к Богу «ли» умножалось - и с того момента, когда впервые было произнесено его первым и фактическим «автором», приумножилось невообразимо. Но суть – та же.
Несколько всего примеров из этого поистине необозримого по размерам своим перечни:
Истинно ли Писание?
Существовал  ли на самом деле Христос как историческая личность?
А если да –  то был  ли Он сыном Божиим - или обычным, пусть и очень одаренным человеком?
И исходит ли Дух Святой только от Отца - или и от Сына?
И спасает ли исповедание, принятие Иисуса Христа Господом и Спасителем - или только принадлежность к конкретной христианской конфессии?
И так далее – почти до бесконечности…
Но «автор» этих многочисленных вопросов, этих бесконечных «ли» – всегда один и тот же.
Человек же, задающий их – по сути, только «озвучивает» сатанинские нашептывания...
Итак, первый вопрос сатаны впервые задан.
Ну, и каков же ответ человека - который, вступая в диалог, в разговор с сатаной, - сразу же делает тем самым (и будет делать это на протяжении всей последующей и продолжающейся до настоящего момента истории человечества) принципиальнейшую ошибку?
«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:2.3).  
Итак, разговор начат!
И – значит, он будет иметь продолжение.
Что ж, оно не заставило себя ждать: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4,5).
Как же искусно «тасует» сатана информацию…
Да, Бог действительно знает то, о чем говорит искуситель!
Но Он знает и последствия этого для человека.
Обрати внимание: сатана  вроде бы только чуть-чуть «недоговаривает», казалось бы, всего чуть-чуть «смещает акценты» – и так он будет поступать всегда. Вот, например, такие на первый взгляд маленькие,  такие незначительные изменения, как  сказанное во множественном числе – боги,  или не ешьте ни от какого дерева – хотя искуситель прекрасно знает, и то, что Бог – един, и то, что говорил Он только не о всех деревьях, а только об одном- единственном!
Или еще – а что понимать под словом – умереть? По большому счету, если жизнь ограничена во времени, конечна – то любой человек умирает всю жизнь (и тогда прав был древний философ, сказавший, что первый шаг младенца есть его первый шаг к могиле).
Хотя, в некотором, очень ограниченном смысле  сатана был «прав» – телесно, биологически Адам и Ева в момент нарушения запрета не умрут.  Но смерть – уже поселится внутри их. Они  уже будут инфицированы ее смертельным вирусом, и  «инкубационному периоду» смерти будет дан старт.
И уже другими, затуманенными диалогом с сатаной глазами, смотрит Ева на древо познания – «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт.3:6).
Вот они, те три признака, по которым плоды этого древа будут теперь всегда так привлекательны  для человека!
Обрати внимание: первые два из них – для и только для плоти.[2]
Но и третье, знание – целиком ли для того, главного, что отличает человека от других живых существ?
Для его души?
Полбеды в том, что Ева увидела.
Беда – в том,  что она сразу же за этим сделала:  «и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).
Состоялось.
Произошло.
Совершилось...
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?» (Быт.3:9).
Когда-то, в давние уже от меня времена, читая единственно общедоступную тогда литературу на религиозные темы - атеистические пасквили, - я встретил достаточно издевательский вопрос, касающийся этого стиха Писания: как же так Бог, Который знает все, не знает, где Адам? 
Надо сказать, ничто так не характеризует человека, как задаваемый им вопрос. И еще - цель, с которой он задается. Так и здесь: вовсе не о том, где «физически» находится Адам, спрашивает его Бог.
Он-то знает и это, и все остальное…
Наверно, понимает суть вопроса и Адам – но в этот момент он уже не тот, каким создавал его Бог. Семена посеянного тем, кто, по словам Христа, есть  «лжец и отец лжи» - прорастают в нем очень быстро
И поэтому Адам - понимая, наверное, истинное содержание вопроса, тоже «вполне по-нашему», «по-человечески», - увиливая от честного ответа, отвечает:  «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3:10).
Но Бог дает ему еще одну возможность честно и свободно  ответить на заданный вопрос.
Ответить - по сути… 
«И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт.3:11).
Если бы только Адам услышал, понял бы заданный вопрос – где ты?! 
Если хотя бы сейчас он честно ответил бы на него - во грехе я, Господи, потому что не послушался Тебя, и более того – попытался скрыть это!может быть, вся последующая история бытия человечества заслуживала бы того, чтобы писаться с большой буквы… 
Не ищи в Библии этих слов Адама.
Их нет там.
Есть - к несчастью - совсем другие:  «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:6).
Мне кажется, что грехопадение завершается именно теперь, когда Адам произнес эти слова.
Жена… Ты…
Он - сам! - не только уже совершил грех. Говоря эти слова, он кладет начало другому очень распространенному человеческому пороку и едва ли не большому, чем уже совершенный, греху: перекладыванию своей личной ответственности за свой собственный поступок - на другого.
Ведь на всей земле, во всей Вселенной их сейчас всего трое - Бог, Адам и Ева.
И кто же виноват в том, что совершил именно и лично Адам?
А кто угодно - но только не он!
Жена – ведь она дала мне этот плод…
И даже – пусть косвенно – но и Ты, Господи! Ведь именно Ты мне дал ее, эту женщину! Ты сотворил это дерево!
А я – что… Я - жертва внешних обстоятельств. 
К тому же – от меня  не зависящих.
И во всей будущей истории человечества так будет практически всегда. 
Но что гораздо важнее и хуже – так будет в истории практически каждого человека, который тоже всегда сумеет себя оправдать. Правда, это будет всегда и всего лишь - самооправдание.
Более того,  много столетий уже христианские богословы будут обсуждать так называемую «проблему теодицеи», пытаясь найти аргументы в защиту Бога (!) – и оправдать Его (!) за… наличие зла в этом мире.
Тем самым - пусть и косвенно, но признавая, что Он может быть виноват в его неимоверно и постоянно нарастающем количестве этого зла.
Забывая, быть может, что Бог – не творит зла.
И именно этим более всего отличается от человека.
Но, может быть, хотя бы Ева исправит положение?
И снова звучит по сути тот же вопрос, обращенный теперь к той, которой вместе с Адамом полностью исчерпывается  на этот момент все существующее человечество: «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?». (Быт.3:13).
Нет, к сожалению - Ева тоже то ли не понимает сути вопроса, то ли – скорее всего – не хочет его (и тем самым Его) понять.
И Бог слышит иной по форме – но тот же по сути ответ:  «Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
Но все же мне кажется, что Ева все же может быть хоть чуть – но честнее, хоть чуть – но ближе к Богу: ведь она, по крайней мере, «не намекает» Ему на то, что Он допустил произошедшее – во-первых, посадив это дерево, и во-вторых, дав возможность сатане искушать ее.
И еще: обрати внимание - ведь она не напоминает Богу, что запрет был дан Им только Адаму, а не ей, - хотя, казалось бы, имела все основания сослаться в свое оправдание на это обстоятельство!
Но она - не делает этого.
Быть может, именно поэтому среди верующих всегда будет больше женщин?
И, может быть, именно  поэтому – много лет спустя Воплощение в самом буквальном смысле, приход на землю  Спасителя во плоти человеческой будет связан с другой, - тоже с единственной в своем роде женщиной по имени - Мария?  
Что же, по-своему сатана был прав: с момента грехопадения человек действительно уподобился Богу, познав добро и зло.
И даже не просто  познав – но обретя способность свободно творить и то, и другое.
И если бы вместе с этим он обрел и вечную жизнь – то обрел бы способность творить неограниченное количество и добра, и зла.
Сегодня мы с тобой оба знаем то, что Бог знал уже тогда – что, к сожалению, не исходящее человека добро будет почти бесконечным даже при ограниченной своими сроками продолжительности человеческой жизни.
Быть может, поэтому «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт.3:23,24).
Довольно долго (непонятно, почему) я полагал, что из рая были изгнаны они оба – и Адам, и Ева. Но однажды меня вдруг остановило сначала это его, а потом – прямо сказанное в следующем предложении Слова Божиего изгнал Адама!
И вдруг – как обожгло: ведь ничего не сказано здесь об изгнании Богом Евы, тоже оставившей райские обители. Не значит ли это, что она могла остаться в них?
Что ж, если так – значит, она покинула Эдем добровольно, следуя за своим мужем, Адамом, хотя и зная, что ожидает ее в этом изгнании.
И еще думается мне сейчас о Херувиме, поставленном у сада Едемского Господом,  чтобы охранять путь к дереву жизни.
К дереву вечной жизни – но не к дереву познания!
Бог не только продолжил бытие рода человеческого – но  на все времена  человеку  оставлен Им доступ к этому дереву.
И из поколения в поколение человечество будет рваться к нему,  и с упоением рвать его плоды – поскольку для него, для каждого нового поколения  то, что растет на этом древе, для него все так же хорошо для пищи, все так же приятно для глаз и все так же вожделенно, потому что дает знание.
Но не о человеческом ли знании с грустью спустя много лет скажет Экллисиаст – «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1:18)?
Особенно если учесть, что мудрость (так и хочется поставить это слово в кавычки) одних создает печаль не только для них самих, и умножающий свои познания - так часто умножает скорбь других...[3]
 И пользоваться своей свободой люди будут - в подавляющем большинстве случаев - с той её мотивацией, о которой  исчерпывающим образом скажет в своем Послании галатам апостол Павел: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал.5:13).
Так почему же не закрыт Богом доступ и к этому дереву?
Мне кажется, потому, что на нем – среди прочих - растут и два самых главных, действительно важнейших для человека плода. 
Плод познания Бога –  первый из них.
Плод познания Того, Кто есть Абсолютное Добро.
Плод познания того, что есть добро.
И - растущий рядом, на той же быть может веточке - плод познания собственного, чисто человеческого зла.
Собственной природы.
Плод познания того, что есть истинное зло...
Плод покаяния!
Тот самый плод, о котором будет говорить на берегу Иордана Иоанн – Креститель.
И еще: почему-то кажется мне, что тот самый ангел, который уже совсем скоро принесет пастухам Весть о рождении Спасителя – тот же самый, который был поставлен Богом для того, чтобы закрыть людям путь древу жизни…
Он ушел - и не значит ли это, что путь к вечной жизни  - открыт?
И вот теперь, сейчас другая женщина, Мария – находится у истока Нового завета. 
Завета Любви и Спасения!
Как же должны мы быть благодарны не только Марии, но и Её мужу - за то, что поверив сказанному и «встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее».
И евангелист Матфей пишет: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:  се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
Великий пророк Исайя, седьмая глава, четырнадцатый стих…
Как важно это – с нами Бог!
С нами – включающее каждого человека каждого времени.
С нами – означающее со мной  и с тобой!
И одна только мысль способна испортить настроение, лишить радости человека, читающего слова  этого ликующего пророчества: а с Ним ли, с Богом ли  - он сам?






[1] К вопросу об абортах: родившееся в Ней… Младенец, находящийся еще во чреве матери, быть может только-только начинающий свой длиной в девять месяцев путь в ее утробе – для Бога является УЖЕ родившимся. Так что вряд ли имеют смысл дискуссии на тему – до какого срока беременности допустимо то, что стыдливо прикрывается эвфемизмом «искусственное прерывание беременности».
[2] Наверное, именно с этого момента и в человечестве,  и в человеке надолго станет приоритетным требование - хлеба и зрелищ...
[3] Один хотя бы пример  - в совсем уже исторически недалекие от нас времена умножение знания нескольких ученых об особенностях радиоактивного распада ядер одного из изотопов урана дало печаль и скорбь жителям двух японских городов, Хиросимы и Нагасаки...


Комментариев нет:

Отправить комментарий