вторник, 19 апреля 2011 г.

Страстная. День третий. Динарий кесаря.


ДИНАРИЙ КЕСАРЯ
(Мф.22:15-33; Мк.12:13-17; Лк.20:20-36).

«Кесарь переводит на рубли.
С Богом — все серьезнее, сложнее.
Богу нужно — душу. Чтобы с нею
чувства вместе с мыслями пришли».
Борис Слуцкий


Третий день Страстной недели.
В Евангелии нет иного дня, о событиях которого было бы написано так много.
Оставшееся Спасителю время исчисляется уже часами…
И Иисус, зная это, использует их  для того, чтобы снова, за один этот день  - повторить то главное, о чем Он говорил три года.
Целых три года – и всего три года.
Таких длинных – и таких коротких…
Иисус снова в храме.
И снова – «фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах».
И в который уже раз, не придумав ничего лучшего, они «подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя».
Я уже затрудняюсь сказать, какая это по счету их попытка уловить Его в каком-либо слове.
Все предыдущие – так ничему и не научили…
Посовещавшись, эти «мудрецы» разрабатывают план, - от которого сами они наверняка в полном восторге.
И вот уже эти лукавые люди, получив подробные инструкции,  «придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь».
Какое начало!
Какие комплименты!
Как мягко они стелют…
Но Тот, Которого не смог искусить даже сам сатана, видит их «насквозь» – в самом буквальном смысле Спаситель видит их истинные мысли и намерения, скрывающиеся за звучащим из их уст вопросом: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?».
«Задумка» организаторов очередного «диспута» и на этот раз вполне очевидна.
Вокруг – скопление народа, который вынужден не просто терпеть ненавистную, языческую  власть Рима, но еще и платить ему налоги – причем немалые.
Но тут же находятся и представители этой власти, которые в эти дни, когда количество собравшегося народа особенно велико,  также особенно внимательно следят за порядком и за всем происходящим.
А на вопрос – давать или не давать, платить налог или не платить – ответом может быть только один из только двух вариантов.
Всего двух…
И если Иисус ответит – не давать, то вполне очевидно, что немедленной реакцией «оккупантов» станет Его арест и безжалостная расправа за «подстрекательство к бунту».
И никакой народ Ему не поможет.
Если же ответом станет – давать, то также вполне очевидно, как отреагирует уже сам народ: Иисус сразу же потеряет Свой авторитет, останется один - и тогда с Ним легко можно будет расправиться «втихую».
Наверняка они уверены, что уж на этот-то раз им удалось-таки расставить для Спасителя ловушку, из которой для Него нет выхода!
«Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его».
Быть может,  услышав это, вопрошающие приходят  в некоторое замешательство - чем вызваны слова Иисуса?
Он что, динария никогда не видел?
Но, тем не менее, «Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись?».
На монете – изображение римского императора.
И надпись: «Тиберий Кесарь, сын божественного Августа».
И лишенные на этот раз хоть малейшей возможности увильнуть от прямого ответа, «Они сказали Ему: кесаревы».
Что ж, все правильно! Ну, а раз монета – кесарева, то они слышат теперь ровно то, что и должны были услышать: «Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
В который уже  раз расставлявшие Спасителю сети, - «И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали…».
Люди остаются около Иисуса – а искушавшие, «оставив Его, ушли».
Ушли, однако, чтобы срочно искать, как каким-либо другим способом достичь своих целей – так и не поняв, наверное, что проблемы начинаются именно тогда, когда  либо «кесарю» отдают божественные почести, либо – когда служение Богу сводят до коммерческих и тому подобных  интересов…
Оставив Его, ушли…
Они оставили Бога.
Ушли - от Него.
Но только ли сейчас, в этот момент они сделали это?
Открой наугад любую книгу Ветхого завета, который (в отличие от нас с тобой) они знали чуть ли не наизусть…
Я же не могу не процитировать тебе ещё два четверостишия Бориса Слуцкого из вынесенного в эпиграф:
«Кесарево кесарю воздал.
Богово же Богу — недодал.
Кесарь был поближе. Бог был далеко,
обсчитать его совсем легко.
Кесарь — он берет и забывает.
У него — дела.
Бог тебя, как гвоздик, забивает,
чтоб душа до шляпки внутрь вошла».


Комментариев нет:

Отправить комментарий