вторник, 19 апреля 2011 г.

Страстная. День третий. Притча о десяти девах.

ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ
(Мф.25:1-13)
 «Как горит светильник?
Благодаря постоянному потреблению
крохотных капелек масла…».
Мать Тереза
День заканчивается. И вечером, на Елеонской горе ,– в Гефсиманскои саду или где-то рядом с ним - Иисус завершает Свои слова о Царстве небесном последними  притчами.
Первая из них - притча о десяти девах. Слушающих ее учеников она переносит на свадьбу: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху».
В те времена свадьба продолжалась неделю, и проходила так, что никто не знал точного времени прихода главного «действующего лица» - жениха, который мог появится в любой момент. И вот уже вечер, и десять девушек (наверное, ближайших подруг невесты), взяв масляные светильники, выходят к дороге, чтобы встретить жениха первыми и осветить ему путь к дому.
«Из них пять было мудрых и пять неразумных» - продолжает Иисус.
В чем же была неразумность последних? Да в том, что  «Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла».
А светильник без масла - примерно то же, что свадьба без жениха.
В отличие от них, «Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих».
Поначалу  и неразумные, и мудрые мало чем отличаются друг от друга потому что «И как жених замедлил, то задремали все и уснули».
Уснули  все девы – но не все участники свадьбы, потому что  «в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему».
Разбуженные этим возгласом,  «Тогда встали все девы те и поправили светильники свои».
Встали – все!
Но дальше - события развиваются для них по-разному.
Те, которые не взяли запаса масла, обнаруживают, что их светильники вот-вот погаснут!
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, «Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
Думаю, они совершенно правы – и не стоит обвинять их в жадности или эгоизме.
 «Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились…».
Мне кажется, неразумные девы оказались даже дважды неразумными: ведь вместо того, чтобы ночью бежать и разыскивать незакрытую еще лавочку с повседневными товарами «первой необходимости», они могли встретить, увидеть жениха хотя бы при свете более запасливых и мудрых подруг!
Так ли это обязательно – пользоваться светом только своего собственного светильника? Да еще (почти наверняка) считать его самым лучшим, самым красивым…
Не знаю, нашли ли они масло, зажгли ли в  итоге собственные светильники – но, оказавшиеся неготовыми к встрече, «после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам».
Но не увидев их при своем прибытии,  «Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас».
И теперь Иисус дает ответ ученикам на их когда: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Именно поэтому человек должен быть готовым встретить Его каждую минуту своей жизни.
Свой светильник – надо «подпитывать», и заботится об этом самому и постоянно, не откладывая на последние мгновения жизни.
И снова – слова матери Терезы – внешне выглядящей такой маленькой, «неказистой» -  и уж тем более совершенно не соответствующей стандартам современного «гламура»: «Что же такое эти капельки масла в наших собственных светильниках? Самые незначительные вещи повседневной жизни:  верность, доброжелательное слово, мысль о других людях, наша  манера молчать, смотреть, говорить, действовать. Не ищи  Иисуса далеко от себя. Он не где-то вовне, Он в тебе. Храни светильник зажженным, и ты узнаешь Его».
Ничего не  сказано  в этой притче о том,  какими были светильники у этих десяти дев - были ли они одинаковыми или разными,  ни о  том,  из какого материала были сделаны они, какую имели форму и т.д. Потому что это - не главное (и мы с тобой вполне можем даже предположить,  что у пяти неразумных дев эти светильники были гораздо красивее,  чем у пяти мудрых).
Да и у пяти разумных вряд ли все светильники были совершенно одинаковыми – и по форме, и по материалу, из которого они были сделаны. Но все же в главном - было и нечто одинаковое, общее.
Было именно то, что делает светильник таковым.
Именно поэтому маленький глиняный светильник с маслом несравненно ценнее большого золотого - но внутри которого пусто. Такой – пусть и очень дорогой, очень богато изукрашенный светильник – не есть ли аналог той самой недавно засохшей бесплодной смоковницы?
Главное - чтобы в светильнике было масло.
Только оно,  это внутреннее содержимое светильника, делает светильник таковым - то есть источником света.
Гарантией того, что свет - будет.
Ведь  неслучайно же именно в самом начале Бытия «сказал Бог:  да будет свет. И стал  свет»!  И  именно с этого момента «увидел Бог свет,  что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1,3-4).
И поэтому с момента Сотворения Мира и до того времени, в котором живем мы с тобой,  даже самое малое количество света, отвоеванное каждым светильником у тьмы, спасает от неё ещё кого-то.
И в этом - Любовь, на свет которой приходят Надежда и Вера.



Комментариев нет:

Отправить комментарий