четверг, 21 апреля 2011 г.

Страсная. День пятый. Первосвященническая молитва.

ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКАЯ МОЛИТВА
(Ин.17:1-26)
«Как лунные глаза светлы, и напряженно
Далеко видящий остановился взор.
То мертвому ли сладостный укор,
Или живым прощаешь благосклонно
Твое изнеможенье и позор?».
Анна Ахматова


Разговор с учениками закончен.
И теперь Спаситель обращается к Отцу – с молитвой, которая будет названа Первосвященнической.
«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную».
Если бы только не знать, что означает это – пришел час, и о каком прославлении уже сейчас, в этот момент ведает Спаситель…
 И в ночной тишине ученики слышат слова, раскрывающие содержание того, что же представляет собой, в чём состоит эта вечная жизнь: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»!
Да знают Тебя…
В той, вечной жизни, о которой говорит Спаситель – вера уже не понадобится. Она сменится знанием во всей его полноте, видением воочию – а не через то замутнённое земной жизнью со всеми её заботами тусклое стекло, о котором в своём первом Послании Корянфянам напишет апостол Павел:  «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор.13:12).
Для каждого человека это произойдет только после того, как он переступит порог вечности.
А что же здесь, в нашей земной жизни? Об этом апостол пишет в следующей строке своего послания - именно и уже в этой жизни, здесь и «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:13).
Много думал я над этими удивительными словами апостола…
Почему же любовь превосходит не только надежду, но и веру – разве не она, не вера спасает человека?
Быть может потому, что любовь, о которой говорит Павел – не человеческая. И как бы ни любил человек Бога –любовь Бога к нему неизмеримо больше!
И именно она, эта единственная и неповторимая, эта действительно с большой буквы Любовь - даёт человеку дар веры и обретение надежды.
И звучат слова Спасителя, которые доказывают эту, по словам апостола Павла, «превосходящую разумение любовь Христову» (Еф.3:19): «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира».
Попробуй услышать эти слова Спасителя так, как будто ты читаешь Евангелие впервые – и ничего не знаешь о том, что случится.
Чего, какой славы ожидал бы ты, услышав их?
Наверное, как и ученики - чего угодно,   кроме того, что произойдет с Иисусом уже через считанные часы.
А Иисус продолжает: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.  Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,  ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня».
Стоп, стоп, о ком это Он? Неужели те, которые сохранили, приняли,  уразумели, и более того - уверовали, - ученики,  апостолы?
Да разве в малой хотя бы степени соответствуют они сказанному сейчас, ныне, когда звучат эти слова Христа?
Разве не предстоит всем им разбежаться после совсем уже близкого – буквально через несколько десятков минут – взятия Спасителя под стражу?
Разве Иисус – только что предсказавший отречение Петра! - не знает, как поведет себя он во дворе первосвященника?
Разве неизвестно Ему, что даже при Голгофе из всех апостолов будет присутствовать один-единственный из них, Иоанн?
Разве не ведает Спаситель, что и  хоронить-то Его тело будут посторонние, по большому счету, люди?
Разве…
Разве…
Но знаешь, кого  - и что – вспоминаю я, читая эти строки?
Ветхий завет, его положительных (и таких немногочисленных) «главных героев».
Наверняка ты тоже помнишь Моисея, который за сорок лет  исхода столько раз ходатайствовал за людей (и каких!) перед Богом – чего бы, собственно, ради? Да еще после того, как Бог преложил ему стать родоначальником нового человечества?
Думаю, не забыл ты и Авраама –  тот момент, когда он «выторговывает» у Бога право на жизнь тех, кто населял Содом и Гоморру. Тоже не лучших (мягко говоря) представителей homo sapiens
И в обоих этих случаях не видим ли мы с тобой пример великого заступничества за людей - причём в лучшем случае за самых обычных, со всеми человеческими недостатками, слабостями и откровенными грехами - этих двоих, Моисея и Авраама?
Заступничества, на которое способен только тот, кто действительно –любит?
И снова - что можно добавить к словам апостола Павла: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:6-8)!
И вот теперь звучат слова не великого – но величайшего заступничества.
Слова, произнесенные не пусть даже самым выдающимся человеком – но Богочеловеком, Иисусом Христом!
И одновременно – слова Того, Который видит намного дальше не только Голгофы, но и дня Пятидесятницы.
Видит время, когда те, о которых Он молит сейчас Отца -  действительно сохранили, приняли,  уразумели все то, чему Он учил и по-настоящему уверовали в Него.
Спаситель продолжает Свою молитву:  «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.  Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».
Едино, как и Мы…
Может ли быть большая степень единения?
Но как же некстати вспоминается мне концовка предыдущего письма…
 «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».
Радость Мою совершенную
Вдумайся только: Спаситель говорит это буквально накануне всего того невоообразимого, что Ему предстоит – суда (точнее – судилища), истязаний и измывательств, распятия и – мучительной физически  и позорной нравственно смерти на кресте!
 «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира». 
Но именно они, те, которых мiр всегда – по большому счету – ненавидит, принципиально важны для его, этого мiра, существования!
Именно они «осоляют» его, замедляют его гниение, препятствуют окончательному уже распаду и полному разложению. Быть может, именно поэтому и произносит Спаситель: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Потому что их удаление, взятие их от мира – означает его гибель.
И позвучавшие только что слова Спасителя об учениках – тем самым и Его молитва о многих!
Что же до самих учеников – таковые действительно будут нуждаться в защите от зла, потому что «Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.  И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною».
Но не только о тех, кто сейчас рядом с Ним, ходатайствует к Отцу Спаситель: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их».
Теперь Он молит Отца о верующих в Него, о христианах всех последующих веков. Всех, кто читает Новый завет - и верит тому, что запечатлено на его страницах.
И продолжением снова  звучат слова Христа о будущей едва ли не главной для церкви – но Ему, её Главе, уже сейчас известной  проблеме: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня».
 «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» Сейчас Иисус скажет, в чем состоит эта данная Им слава: «да будут едино, как Мы едино»!
Ещё и ещё раз, словно зная (хотя почему – словно?) о будущих разделениях, Спаситель повторяет: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». Как же важно это состоящее всего-то из одной буквы и, соединяющее возможность, условие познания, признания Бога всем миром, всеми народами – с достижением полного, завершённого, совершенного христианского единства!
Шесть (!) раз в такой в общем-то недлинной Своей молитве Христос молит Отца о христианском единстве!
Удивительно ли, что именно на этом поле  и сеет сатана в первую очередь свои семена - плевелы раздора?
И как же быстро и густо дают они свои всходы…
Уже спустя такое небольшое время после прихода в наш мир Спасителя, в середине всего-то первого века нашей, новой эры, эры Нового Завета, апостол Павел пишет в своем  первом Послании Коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа,  чтобы все вы говорили одно,  и не было между вами разделений, но  чтобы  вы  соединены  были  в одном духе и в одних мыслях.  Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас,  братия мои,что  между вами есть споры. <…> Разве разделился Христос?» (1 Кор.1:10-11,13).
«Разве разделился Христос?».
Это не слова - это крик  души  апостола Павла!
Еще целое тысячелетие до того момента, когда единая Церковь расколется на православие и католичество.
И еще дальше отстоит от этой ночи, когда звучит молитва Спасителя,  октябрь 1517  года,  когда Лютер прибьет свои 95 тезисов к дверям замковой  церкви  в  Виттенберге - знаменуя  тем  самым  возникновение протестантизма.
Да, во времена  апостола Павла разделение христианства еще не произошло - но  разделение  христиан уже  началось. 
И что – в итоге? 
Давай прочитаем,  что говорит апостол Павел о Церкви как о Теле Христовом:  «Ибо,  как  тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,  - так и Христос. <…>.  Посему,  страдает  ли  один член,  страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все  члены.  И  вы   -   тело   Христово,   а   порознь   -   члены» (1 Кор.12:12;26,-27).
Страдает один человек церковной общины – страдает вся она.
И разве не являются беды каждой поместной церкви - бедами всей конфессии?
Равно как  и проблема любой конфессии – проблемой христианства в целом?
Не раз и не два будет возвращаться апостол  Павел  к этому  очень важному, принципиальнейшему для христианства - и христиан - вопросу.
Вот он обращается в своём послании к Римлянам - и среди прочего пишет им: «Умоляю вас,   братия,  остерегайтесь  производящиих  разделения  и  соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; Ибо такие люди  служат  не  Господу  нашему  Иисусу  Христу,  а своему чреву,  и ласкательством  и   красноречием   обольщают   сердца   простодушных» (Рим.16:17-18)
Перевернем  всего несколько страниц Нового Завета - и в его же послании к Ефесянам читаем:  «Одно  тело  и  один  дух,  как  вы  и призваны к одной надежде вашего звания;  Один Господь, одна вера, одно крещение,  Один Бог и Отец всех,  Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф.4, 4-6).
И снова и снова вспоминаются мне слова, сказанные Самим Спасителем:  «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; по тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга» (Ин.13,14).
Хотя бы – друг друга
Что уж говорить о любви к  врагам.
Звучат заключительные слова молитвы Спасителя: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я,  и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».
Открыл уже - и открою ещё более, чтобы Божественная Любовь, имя которой – Христос, пребывала в людях вечно.
Та любовь, о которой апостол Павел скажет:  «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,  ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38-39)!
Закончена молитва Спасителя.
Молитва Первосвященника, о Котором в Послании к Евреям нам с тобой, читающим Новый завет,  сказано: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:14-16).
Молитва Господа и Спасителя Иисуса Христа…
 И не на нас ли с тобой  тогда ещё Его  далеко видящий остановился взор?

Комментариев нет:

Отправить комментарий