вторник, 19 апреля 2011 г.

Страстная. День третий. Христос о последних временах.

ХРИСТОС О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ

(Мф.24:1-51; Мк.13:1-37; Лк.17:20-37, 21:5-38)
«Не храм, не золотое зданье,
Не круг отобранных друзей,-
Христова Церковь есть собранье
Крестом искупленных людей».
Христианский гимн

Вот и ещё один из самых уже последних дней Иисуса начал клониться к вечеру. 
Впереди – ночь, которую на этот раз Он вместе с учениками  проведет совсем неподалеку, на Елеонской горе.
Народ постепенно расходится, покидая храм. Оставляет его и Спаситель.
Наверное, на закате солнца освещенный его лучами храмовый ансамбль особенно красив - «И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!».
Что ж, как и они, Спаситель видит комплекс храма во всем его архитектурном великолепии. (А нам с тобой стоит, наверное, перечитать пятую часть пятой книги «Иудейской войны» Иосифа Флавия),
Но Его вневременному видению открыто и нечто совсем иное: на закате солнца Он видит и закат храма.
Поэтому обернувшись и указывая на действительно грандиозное сооружение, «Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне».
Наверное, на протяжении всего недолгого пути к Елеонской горе услышавшие сказанное Спасителем ученики не могут думать ни о чем другом, как только об этих Его словах!
Вот и место ночлега. Иисус опускается на землю. Действительно - как же великолепна открывающаяся отсюда панорама Иерусалима, которую венчает сияющее в лучах заходящего солнца здание храма!
«И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:  скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?
Понимают ли они сейчас, что все сие, о чем они спрашивают Спасителя, при всей своей трагичности не исчерпывается разрушением только храма?
И даже – только Иерусалима?
 «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас...». Наверное, ученики озадачены – ведь Спаситель вроде бы говорит совсем не о том, о чём они спросили Его!
Но Он продолжает:  «ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят».
Вот он, первый указанный Им признак последних времен!
Первый – но не единственный: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам…»
Но и «все же это - начало болезней».
Казалось бы – куда уж дальше?
Но и это тоже - только начало,  в продолжение которого «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга…».
Неужели - включая христиан?!
Удивительно, какой смысл приобретают – порой незаметно – многие привычные слова.
Вот и это – друг друга: ведь если исходить из буквального смысла слова друг – то как же абсурдны словосочетания типа ненавидеть друг друга, предавать друг друга.
А то и убивать друг друга.
Хотя – не больнее ли всего ранит предательство именно близких, именно друзей?
«И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…» - продолжает Иисус.
Но кому же во многих охладеет любовь?
К Богу?
Или - к себе подобным?
Наверное, к обоим…
И этот признак – не особенно ли очевиден в наши с тобой, сегодняшние дни?
Почти воочию видится, как все ниже и ниже к земле пригибают головы учеников слова этого страшного пророчества – но тем удивительнее, как мажорно, каким торжеством  звучит его завершение: «претерпевший же до конца спасется»!
И Своим ученикам – как сидящих вокруг Него, так и всем будущим Спаситель говорит об их роли в свершении грядущего: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
Что ж, современные средства передачи информации – существенно приближают этот момент.
«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои».
Мерзость запустения…
Конечно же, ученики вспоминают сейчас книгу пророка Даниила, которым было предсказано не только предыдущее разрушение Иерусалима - но и то, что во время этого будет «часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан.11:31).
Именно подобное уже случилось за двести лет до этого вечера, когда захвативший Иерусалим сирийский царь Антиох I Епифан решил полностью уничтожить иудаизм и заменить его греческим политеизмом.
Действовал он радикально: в храме был установлен жертвенник Зевсу,– в жертву на котором приносились… свиньи!
Мало того: по его распоряжению в помещениях храма начал функционировать - извиняюсь -публичный дом.
Нетрудно понять, как всё это было воспринято иудеями - вообразить большую мерзость и большего запустения им было просто невозможно!
Так что однажды пророчество Даниила уже сбылось, хотя ненавистная сирийская власть была затем низвергнута во время восстания, которое возглавил Иуда Маккавей, а храм – очищен.
И вот теперь Спаситель говорит ученикам, что оно повторится опять.
Но теперь мерзость запустения будет окончательной.
И когда события пророчества начнут сбываться – то «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет».
Что ж, наверное, события, которые наступят всего-то через сорок лет (и до жутких подробностей описанные Иосифом Флавием, который был  их непосредственным свидетелем), действительно станут для еврейской истории ни с чем несравнимой трагедией, какой не было и не будет – хотя  многострадальному еврейскому народу есть, к сожалению, с чем сравнивать.  Достаточно сказать, что во время падения Иерусалима было взято в плен и обращено в рабство 97 тысяч человек, и более МИЛЛИОНА –погибло.
 «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте» - продолжает Иисус.
Вот и ещё один признак последних времен – «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных».
Даже вам, избранным, будет угрожать опасность!
«Вот, Я наперед сказал вам» - предупреждает учеников Спаситель. Он считает это настолько важным, что повторяет: «Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;  ибо, где будет труп, там соберутся орлы».
Труп, орлы
Не знаю, как ученики – но я очень долго не мог понять смысла этих показавшихся мне такими странными слов Иисуса. И продолжалось это до тех пор, пока  в каком-то историческом фильме я не увидел строй римских воинов – и каждый легион нес свой штандарт с серебряным изображением орла
И вопрос, надолго засевший в подкорке мозга, одномоментно разрешился.
Иерусалим погиб не потому, что был завоёван римскими войсками.
Он был завоёван ими потому, что уже был мертв.
Причина и следствие – поменялись местами.
И ещё - вспомнился тот момент завершения сорокалетнего пути через пустыню, когда перед переходом через Иордан и вступлением в землю обетованную народ слышит те  «повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым, по исшествии их из Египта, за Иорданом…» (Втор.4:45,46).
Когда  «созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их» (Втор.5:1), то прежде всего он напоминает народу обо всех великих обетований и многочисленных милостей Бога к нему  – но вместе с тем и предупреждает о последствиях отступничества.
И среди них было и такое: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего,  будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши; и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь Бог твой дал тебе…» (Втор.28:47-52).
Как орел налетит народ…
Что ж, до прилета целой стаи римских орлов остаются считанные годы.
Казалось бы – что нам-то с тобой до таких далеких во времени иудейской войны, судьбы храма…
Да и казавшиеся немыслимыми количества уничтоженных тогда евреев – уже в новейшей[1] истории трудно сравнивать с Холокостом. А уж если прибавить к этому других погибших в войнах и революциях двадцатого только века - того века, о котором Осип Мандельштам написал:
И еще набухнут почки.
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век.
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкой,
На следы своих же лап…
Но с тем большим вниманием надо слушающим (а тем более, наверное - нам!) отнестись к тому, чем завершает Свои слова Христос, говоря теперь уже о гибели не Иерусалима – но всего мiра: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;  и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».
А для ищущих признаков близости этих событий - совсем уж наглядно: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях».
Взгляд Иисуса снова останавливается на храме…
Вы спрашивали, когда он будет разрушен? Что ж, «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет».
Всего-то через сорок лет…
Сбудется – потому что Самим Богом притихшим ученикам (и только ли им?) сказано: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
А что до так интересующей вас конкретной даты – то  «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».
Но если бы только ученикам так интересовал вопрос времени, когда все сие должно совершиться!
Во все последующие (и номинально – уже христианские) времена вопрос даты конца света всегда будет вызывать у людей повышенный интерес. Неоднократно разного калибра лжехристами и лжепророками будут делаться предсказания его даты – и ровно столько же раз единственным их итогом будет подтверждение истинности только что прозвучавших слов Спасителя: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один.
И в этом – тоже ничего нового по сравнению с Ветхим заветом. Похожая ситуация уже имела место: «но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех…».
Не один день или месяц, и даже – не один, наверное, год строил Ной свой ковчег.
И все это время люди не только ели, пили, женились и выходили замуж, но наверняка еще и потешались над этим стариком, который возводил такое же нелепое, как и сам он, сооружение – да еще и вдали от моря…
Итог – известен.
И когда настанет время, о котором говорит Спаситель, то именно «так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется».
Но коль точные сроки неизвестны – то что же делать живущим людям?
Как жить человеку?
Жить – делая заповеданное Богом.
Делать всё то, о чём говорит в Четвероевангелии Иисус.
И жить – в готовности в любой момент предстать перед Ним: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет».
Что ж, сегодня мы знаем, что сказанное Иисусом об Иерусалиме – сбылось.
Может быть, хотя бы это заставит людей задуматься над второй частью поведанного в тот вечер Спасителем?
А я снова возвращаюсь к книге пророка Даниила, к его словам о судьбе храма -  и думаю о такой знакомой не только по падению Иерусалима, но куда более близким временам  мерзости запустения.
Но с этими словами соседствует другое изумительное пророчество: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет»!
Будет – и не будет
Умрет – и не умрет.
Как удивительно, за много столетий до событий этой пасхальной недели пророку дано было видеть не только Христа, и не только Его смерть – но и воскресение Распятого!



[1] Я написал новейшей – но в который уже раз подумалось: а есть ли в этом этапе человеческой истории по сути её хоть что-то не то чтобы новейшее, но хотя бы просто новое в сравнении с давным-давно описанным в Библии?

Комментариев нет:

Отправить комментарий