пятница, 28 января 2011 г.

Хижина Встречи

Декабрь прошлого года сложился своеобразно – моя библиотека разом пополнилась рядом интересных книг, объем и содержание которых существенно превысили мою «пропускную способность». По опыту зная чередование периодов «тучных и тощих», я посчитал, что теперь довольно долго новых поступлений не последует, и в свободное время не торопясь смогу почитать новоприобретенное. И даже прикинул последовательность. Однако известно, кто – полагает, а Кто – располагает. Планы мои резко поменялись после того, как неделю назад с подачи одного из «блогспоттеров» я узнал о том, что напечатана книга, ни автор, ни название которой мне (к стыду моему) ни о чем до этого не говорили.
Речь шла о книге «Хижина», написанной Полом Янгом.
Рецензия меня заинтересовала настолько, что я немедленно полез в Интернет, скачал «для ознакомления» текст и… после первых десяти страниц отложил свой ридер в сторону.
Сделал же это по одной-единственной причине: понял, что ЭТУ книгу мне надо читать «в бумаге». Нашел по сети магазин, где она имелась – «Паолине» (очень хороший, кстати, магазин - рекомендую), и на следующий день, чуть раньше отпросившись с работы, поехал и купил.
Читать начал сразу же по возвращению домой. Когда закончил – времени осталось только на то, чтобы побриться-умыться, на ходу уже выпить стакан чаю и побежать на службу.
Что могу сказать после первого, «залпового» прочтения?
Только одно: чудны дела Твои, Господи…
Вчера ночью поискал какие-то сведения об авторе и самой книге. На «Базнице» нашел некоторую информацию – http://baznica.info/kultura/kulturnaya-zhizn/ukrainu-posetit-avtor-vse, от которой и отталкиваюсь в последующем изложении.
То, что я прочитал на сайте Левушкана, заставило серьезно задуматься…
И вот – некие предварительные итоги (под грифом «imxo», естественно»).
Исходный пункт:  более чем очевидный, грандиозный успех книги - которая так далека от «мейнстрима» современной литературы и книгоиздательства!
Не относится она и к жанру «интеллектуальной литературы».
Да и автор – не из тех (мягко говоря!), чье имя одно уже гарантирует читательский (и, соответственно, коммерческий) успех.
Так в чем же его причины?
Они – в голоде и в инстинкте.
В голоде ОГРОМНОГО количества живущих сегодня в разных странах и на разных континентах самых разных людей к познанию Бога. 
И в инстинкте – потому, что «унюхав» запах реальной пищи, смертельно изголодавшийся человек устремляется к ней «со всех ног», меньше всего обращая внимание на мнения и советы ряда профессиональных «кулинаров» и «диетологов» (пардон – богословов и критиков) о том, что эта пища (еще раз пардон – литература) не отвечает-де принятым у них стандартом. Сами они, правда, ничего «удобоваримого» этим голодным людям даже на уровне ржаного сухаря так и не предложили – кроме разве что «кулинарных рецептов» и «медицинских рекомендаций о здоровом питании».
Оно, конечно, правильно вроде бы, но люди-то ЕСТЬ ХОТЯТ!!!
Перейдем к конкретике, однако.
Реакция «профессиональных верующих» на выход этой книги, естественно, не заставила себя ждать. Но вот упреки автору со стороны «ведущего апологета Норманна Геслера», который на «Хижину» «обрушился с сокрушительной критикой, выделяя 14 теологических проблем книги», для меня лично удивительны. Ведущий апологет – и такой «мизерный» результат? Всего – то 14? Да я даже богословского ПТУ не заканчивал, и то могу насчитать куда больше, поводив пальцем по страницам любого учебника догматического богословия!
А уж если «конфессиональные тонкости» сюда подключить - у-у-у…
Тем, кто готов последовать совету еще одного критика, Чака Колсона, «держитесь подальше от «Хижины»», я тоже дам совет: держитесь подальше от Чака Колсона! Его замечания о «глупых высказываниях  персонажей Бога» заметно «переплюнули» известную реакцию слушателей Самого Христа – помните, «какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин.6:60). Но там хоть странные
«Евангельскому лидеру» Альберту Молеру, который «в своей радиопередаче назвал «Хижину» книгой, вызывающей крайнюю обеспокоенность, так как в ней присутствует неразбавленная ересь», стоило бы вспомнить, как воспринималось то, что говорил Христос, первосвященниками, книжниками и фарисеями – тоже, кстати, испытывавших эту самую крайнюю обеспокоенность. Думаю, определение «неразбавленная ересь» им пришлось бы очень по вкусу!
Да и общие для всех критиков «Хижины» обвинения в том, что Лики Троицы представлены-де в «ненадлежащем виде»,  выглядят довольно забавно.  Ведь что характерно: подобные критики с энтузиазмом развивают апофатическое богословие, рассуждают об «абсолютно Ином», небось и Барта с прочими цитируют… Но при всем том – совершенно точно знают, каким Он в принципе быть НЕ может!
Это апостол Павел, понима-а-шь, «сквозь тусклое стекло» видел, «гадательно», знал всего-то «отчасти». Да и апостолы – тоже хороши: на протяжении всего Четвероевангелия такие вопросы задают, такое сплошь и рядом произносят, что, как на Руси говорят, «хоть святых выноси»…
Ну нет уж, мы, нынешние, не таковы! Мы не то что Павлу – всей первоапостольской Церкви объясним, что «имел в виду» Господь Бог, когда говорил – «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18).
И как Он при этом выглядел, заодно.
Допустим, однако, что с оппонентами можно согласиться.
Плохо, говорите?
Возмущаетесь, что неправильно, неканонично и т.д. и т.п.?
 Ребята, так в чем проблема-то?  
Вперед! Сделайте «как надо»!
Вам, экспертам, как в народе говорят, и карты в руки!
Но вот тут-то и обнаруживается, насколько мудра пословица: «Кто умеет - делает, кто не умеет – учит как делать».
Неудивительно, что в результате мир подобных богословов нередко предстает перед читателем как раз как та самая хижина и окружающий ее пейзаж до последнего абзаца 96-й страницы романа.
Бог там как-то (мягко говоря) как-то не ощущается…
(Думаю кстати, что мотивировка хотя бы некоторых критиков романа не обошлась и без того реального основания, которое легло в основу «вывода» о качестве плодов главной героини известной басни Лафонтена «Лиса и Виноград»).
Почему-то вспомнилось еще полотно Рембрандта, «Урок анатомии». Все ученики доктора Тульпа, которые на нем изображены, в результате этого урока будут неплохо знать, как «устроен» организм человека. Вполне возможно, что в итоге они смогут в ряде случаев оказать ему какую-то медицинскую помощь. Но НИКОГДА они не узнают ни что такое – жизнь, ни что такое – человек. И уж тем более никогда не только сами не смогут сделать эту жизнь вечной, но и выписать человеку ее «рецепт».
Однако не все так плохо, потому что и среди богословов «книга получила намного больше положительных отзывов»! 
Об успехе же читательском - говорить излишне. И тираж книги, и то что она в течении семидесяти (!) недель подряд занимала первую позицию в списке бестселлеров говорят сами за себя.
И это – притом, что разговоры о повсеместном падении интереса к христианству стали давно уже банальностью, «общим местом»!
(Не могу не отметить совпадение этой цифры – 70 – со следующим известным текстом: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…» (Лк.10:1)).
Судьба появления книги столь же необычна, как и то, о чем в ней повествуется. И не только потому даже, что написана она не «профессиональным благовестником» (коим несть числа): примечательно, что и путь  книги к минимум пятнадцати (!) миллионам(!) людей начался не с распространения книги в рамках церковных евангелизаций с миллионными бюджетами, а с никому дотоле неизвестного Калеба Новака,  обычного рабочего-ремонтника.
Да и весь «рекламный бюджет» книги – 300 долларов. (Интересно, кстати, что согласятся сделать за эту сумму многие из нынешних профессиональных миссионеров?).
В итоге от всего вышесказанного не могу отделаться от странного ощущения – но и не сказать о нем не могу. Что, если Господь, видя нынешнее положение и состояние как христианства в целом, так и конкретных христиан в частности, и так и не дождавшись реального «Великого Пробуждения», решил задействовать «нетрадиционные способы»?
И не есть ли сие – знак того, что это самое так долго анонсируемое «великое пробуждение» начнется отнюдь не в «официальный церковных структурах»?
И  возглавят его - совсем не «профессиональные верующие»?
Несмотря на всю очевидную банальность этой фразы - удивительны все-таки пути Господни…
Хотя - чему удивляться? В ветхозаветные времена еще и не такое происходило. Кто не верит – почитайте. Масса уроков, - причем, что характерно, преподанных Богом тоже не абы кому - но народу избранному!
А во времена новозаветные – вообще «чудеса»: помните, кого столь явно выделил Спаситель для дела благовестия?  Да-да, именно его, Савла Тарсянина! И это – при том, что у Господа «в распоряжении» не только были в этот момент Им Самим избранные аж 11 апостолов (!), так еще и предыдущая биография «новопоставленного» была такова, что хуже, казалось бы, не придумаешь… Неслучайно ведь от Савла первое время попросту шарахались.
«Хижину» же, после того как я ее «проглотил» единым махом, начинаю перечитывать по страничке, «по глоточку», с карандашиком. И почти сразу, уже в начале предисловия отчеркнул абзац, который родил  странный, быть может, такой вот парафраз: «Те, кто с Ним знаком, как правило, относятся к Нему неплохо, правда, лишь до тех пор, пока Он держит Свои мысли при Себе. Но и когда Он высказывает их вслух, приятели вовсе не меняют о Нем своего мнения, просто они перестают быть довольными самими собой».
Кто читал – поймет, о чем я.
Сам же я как читатель –  очень искренне благодарю Пола.
А как христианин – просто ликую: евангелизация – продолжается!!! А уж Господь позаботится о том, чтобы те, кто действительно ПРОЧИТАЮТ «Хижину», захотели узнать о Нем побольше. Таковые - непременно откроют первоисточник.
И одна только мысль несколько портит настроение: эх, эту бы книгу – да в переводе Натальи Леонидовны…

6 комментариев:

  1. Эх... Когда уже у меня выкроится время для чтения этой янговской "Лачужки с загадками для простолюдина"/"Дворца альтернативы для мыслящих неформалов"/"Дома с химерами для фундаменталистов-консерваторов"...
    Охота почитать! Хотя у меня всего лишь электронная версия :-/

    Но за отзыв merci, Вадим!
    Объяснение успеха сей книжицы (1) человеческим голодом "по Богу" и (2) Божьим провидением весьма интересно. И если с первым можно согласиться в свете неинтересности и неактуальности обычной богословской литературы, то второе станет понятно только через время...
    Но в любом случае популярность и резонансноть "Хижины" - это Событие, Вызов, какой-то странный сигнал (может это таки Небесный Капитан?). И на него нужно реагировать. Вот Вы уже как раз отреагировали, и, по ходу, химические, духовные и мыслительные процессы в Вашем организме продолжаются...

    Лично я оцениваю это событие (пока еще только извне, не побывав "внутри" книги) как нечто вроде мотиватора к освежению богословской мысли, встряске церковных подходов к служению/евангелизму и личной переоценке христианами своих устоявшихся воззрений на Бога и мир.

    Пы.Сы. (немного от себя)
    ...В прошлом году, в рамках некоторых размышлизмов о некоторых (простите за почти тавтологию) постмодернистских явлениях мне привиделась частичная историческая параллель между Средневековьем, Ранним модерном и Современостью:
    /1/ обновление цивилизации и богословской мысли (а) на Западе в 10-11 веках, (б) во время Реформации 16 в. и во время (в) эпохи Просвещения 18 в. как период встряски, переоценки и появления новых идей;
    /2/ систематизация и ассимиляция этих идей в периоды (а) ранней и высокой схоластики 12-13 вв., (б) пост-реформационной лютеранской и реформатской ортодоксии и католической второй схоластики в Испании-Португалии кон.16-нач.17 в. и (в) рационализма, деизма и развивающегося либерализма 18-нач.20 веков; и, наконец,
    /3/ постепенное разложение этих систем и появление новых тенденций во времена (а) поздней схоластики и гуманизма 14-15 вв., (б) картезианства, пиетизма и нарождающегося рационализма в 17-нач.18 вв. и (в) прихода нео-ортодоксии, экзистенциализма и страшного зверя "постмодернизма" с его кучей всякой всячины.

    Может мы действительно на пороге Новой Реформации (по К.Рашке) и Нового Вида христианства (по МакЛарену) перед "Третьим Ватиканским Собором" (по Г.Кюнгу) и новыми "евангельскими соборами", которые послужат очередным обновлением церкви и мира, а Пол Янг выступает чем-то вроде "первой (или не первой) ласточки)? :)

    ОтветитьУдалить
  2. Доброго времени суток, Ростислав.
    По поводу объяснения успеха этой - как Вы изволили выразиться - «книжицы» (1) человеческим голодом "по Богу" и (2) Божьим провидением: (1) ну, и «обычная богословская литература» тоже разная бывает и (2) не только содержание и ценность этой книги, но и вообще все станет понятно по-настоящему только через время – по ту сторону «мутного стекла» (надо отдать должное апостолу – исключительно удачная метафора!)
    Касательно классифицирования - Событие, Вызов, какой-то странный сигнал подумалось: каково-то было иудеям слушить Иисуса? Вот ведь действительно – «какие странные слова…». В парадигму тогдашних книжников – ну никак не вмещается.
    Наверное, Вы «книжицу» все-таки прочитаете. Кстати: В «Библиоглобусе» обнаружил книгу Роджера Олсона «Бог в «Хижине» - богословский анализ янговской книги, читать только-только начал, но начало очень заинтересовало! (Кстати, Ростислав, вы не в курсе, кто есть Олсон? А то в книге об этом – молчок. Это я не потому спрашиваю, что для меня авторитет автора определяется его конфессиональной принадлежностью – но любопытства ради). Кстати: хотите посмеяться? Сканируя полки, увидел объемистые "труды" г-на Дворкина. Аккурат рядом с ним… Лео Таксиль! Ничего не скажешь, - «бывают странные сближенья», как писал Александр Сергеевич…
    Вообще-то в последние месяцы столько интересных книг появилось – хоть с работы увольняйся.
    По поводу Рашке, МакЛарена – увы мне… «Не в теме».
    А что до параллелей в целом – так главное-то (напоминаю постоянно – имхо!) из сопоставления событий новой / новейшей и пр. истории с ВЗ вроде бы очевидно, нет? Временами складывается впечатление, что прилагательные «новая» и проч. – имеют право на существование только в хронологическом плане.

    ОтветитьУдалить
  3. P.S.
    Сейчас перечитал сам пост - конечно же, надо бы переписать. Однако - "еже писах, писах".

    ОтветитьУдалить
  4. Да, конечно, "новое" - это весьма относительное понятие... Любое новое проистекает из старого, да и в развитии/ходе/"раскрытии" (англ. unfolding) истории есть определенные закономерности. Но видны они были и будут только через время. Так что посмотрим, к чему приведет и какую роль вообще сыграет маленькая "хижина" в построении воздушных или таки реальных замков будущего христианства.
    Совпадения на Ваших книжных полках - это интересно. Или даже "прэлееесна, прэлеееесна" (с), как говаривала одна ворона из м/ф :)))
    Дворкин, Таксиль... Однако!
    А вот Рашке или МакЛарен - это немного из другой отрасли, но тоже весьма своеобразно: первый выступает каким-то полу-пятидесятническим, полу-философским "воззвателем" к Новой Рформации, включая возвращение к Писанию, но следуя постмодернистским идеям Дерриды, Делёза и др., и к "танцу Святого Духа"; второй - хотя именно его я не читал, только О нем - выступает "адвокатом" и мыслителем от движения "Emerging Church" в Америке и Европе, где (1) церковь и христианство обычно понимаются как "беседа" и "диалог" людей с Богом и друг с другом, (2) иерархичность заменяются живым общением и какими-то квази-демократическим устройством, а (3) сама церковь рассматривается через тринитарную призму как Поклонение, Миссия и Община/Общение...
    А Роджер Олсон - известный евангельский богослов из США, по вероисповеданию баптист (арминианского толка). Он написал ряд книг типа "История христианского богословия: 20 веков тралиций и реформ", "Кому нужно богословие" или "Как быть Евангельским христианином и не быть фундаменталистом" и т.д. Его краткую биографию можно прочесть здесь - http://rogereolson.com/biography/ .
    ...+ Скоро на рус. языке должна выйти его книга, напписанная вместе со С. Гренцем - http://www.colbooks.org/prepub/gre20ct/
    Я лично хотел бы приобрести эту книгу, когда она выйдет :)

    ОтветитьУдалить
  5. Ростислав, mea culpa - о Дворкине и Таксиле написал невнятно, видимо. Соседство как с г-ном Дворкиным, так и с аналогичным г-ном Таксилем моим книгам не угрожает, я их увидел на стеллаже в книжном магазине.
    За информацио об Олсоне - спасибо. Я вообще-то сразу "заподозрил", что он - не кальвинист. Очень интересное название - "Кому нужно богословие". А действительно - кому? и для чего?

    ОтветитьУдалить
  6. Хм... Может это просто я немного недопонял Вашу речь о Дворкино-Таксилевских полках :) Так что excusez-moi, бываю иногда невнимателен.
    Но ответить на Ваши каверзные вопросы с точки зрения Олсона не могу, потому как именно этой книжки не читал. Пока что. Может в будущем...

    ОтветитьУдалить