понедельник, 3 января 2011 г.

Ключи Царства

Конец года – время едва ли не самое суетное. Ну, да куда от работы денешься! Поэтому так ждал этих посленовогодних дней. Ждал, однако, со вполне определенной целью – перечитать в «эн плюс первый»   раз одну из моих самых любимых книг. Знаю её чуть ли не наизусть, но… (В оправдание свое замечу, что кто-то очень хорошо сказал: если книгу не хочется прочитать второй раз – ее не стоило читать и в первый). Хотя планы на чтение – довольно объемистые, поскольку еще в начале декабря, в воскресенье вырвался на самую интересную из числа ежегодно проводимых книжную выставку – ярмарку с несколько претенциозным названием: Международная ярмарка интеллектуальной литературы. Впечатлений, конечно, - масса, т.к. книги там представлены действительно стоящие (к сожалению, и в смысле цены – тоже, что заставило вспомнить известную фразу: «Книги – божественные, но цены – безбожные!»). Две сумки, тем не менее,  еле дотащил до дома…
И вот, слава Богу, – год закончился,  и все дела закончены, и отчеты – написаны, и телефон угомонился, и подарки – вручены. И даже гости хоть и далеко за полночь - но разошлись.
И – вот, наконец-то, я и снял с «ближней полки» эту удивительную книгу…
Арчибальд Кронин, «Ключи Царства». В середине 90-х я купил ее в книжной лавке московского храма Космы и Дамиана– и близко не подозревая, как много она будет для меня значить. Читать начал не сразу – дела мирские…  Да и Кронина раньше читал – писатель, конечно же, хороший – но не из тех, книги которых стоят у меня на той самой «ближней полке». Но как сейчас помню: в одну из суббот, уже поздно вечером, открыл наконец первую страницу, - и, прочитав первую ее строку: «Ранним сентябрьским вечером 1938 года отец Френсис Чисхолм поднимался по крутой тропинке от церкви св. Колумба к своему дому на холме» - закрыл книгу на последней странице уже ближе к обеду в воскресенье. Следующая моя рабочая неделя у руководства восторга не вызвала, поскольку о кое-каких неотложных делах  вышеозначенному  начальству приходилось напоминать мне повторно, а то и в третий раз.
Надо сказать, что многие даже очень неплохие книги со временем не то что делаются «неинтересными», но как-то отходят на «второй план», что ли… А вот эта – с каждым годом делается только всё любимее и актуальнее (очень неточное выражение). В первую очередь – м.б. потому, что как-то удивительно точно, «без пафоса» дает понять (мне, естественно) – что такое истинное богослужение. И что такое – успех. И – каким может (не хочу говорить – должен) быть истинный Его Служитель!
И это – при том, что главный герой книги,  Френсис Чисхолм, – католический священник! (Надо, впрочем, сказать, что я уже и в те годы не считал, что так называемая «полнота спасения» - только в «одной, отдельно взятой» христианской конфессии). Тем не менее, каков же был мой восторг, когда во второй половине романа не только появляется методистский священник Уилбур Фиске – но оба служителя, - католик и протестант, не только не осыпают друг друга взаимными проклятиями, но - действительно единодушно вместе славят Господа!
Изумительно светлая книга…
И вот что в какой-то степени удивительно: когда я начал искать в сети сведения об этом романе, то узнал, что в сороковых еще он был экранизирован – причем отца Чисхолма играл не абы кто – но Грегори Пек (сыгравший, кстати, в этом фильме свою первую роль в кино)! Я вообще питаю слабость к старым «черно-белым», а тут – такое… Найти фильм я даже особо не пытался. Но вот, однажды… (Ты, конечно же, уже догадался, о чем я сейчас напишу – но все же).
Итак: московский «Дом Книги», отдел видеопродукции. Полка со старыми фильмами. Веду пальцем по корешкам упаковок – и…  Да-да, он самый, этот фильм! Конечно же, любая экранизация всегда уступает той книге, по которой написан сценарий. В особенности же испытываешь «напряг», когда экранизирована дорогая для тебя книга. Но – фильм не разочаровал. Хотя – книгу снова сразу же перечитал.
Пересказывать ее «краткое содержание» - бесполезно. Но одну-две выдержки позволю себе привести.
«В эту ночь Фрэнсис не мог уснуть. Сна не было ни в одном глазу, он смотрел в черноту у себя над головой. Чудо веры…  Да, вера сама по себе уже была чудом. Воды Иордана, Лурда или Мэриуэлла… какое они имели значение сами по себе… Любая грязная лужа сгодится, если в ней отразится лик Божий…
На какое-то потрясающее мгновение в его душе слабым светом замерцало понимание непостижимости Божией. Фрэнсис стал горячо молиться: «О, Господи! Мы не знаем даже самого начала. Мы подобны крошечным муравьям в бездонной пропасти, под миллионами  слоев ваты, борющимися изо всех сил, чтобы увидеть небо. О Господи… милый Господи, даруй мне смирение… и даруй мне веру!»».
Стоп, надо остановиться. Иначе рискую начать набирать на клавиатуре роман целиком.
Роман, который я перечитал в эти первые два дня нового года – и знаю, что, Бог даст, не раз еще сделаю это снова.
Такой вот подарок я сделал себе на этот Новый год.
И ещё: для меня лично очень символично, что книгу, главными героями являются католик и протестант, я приобрел  - в православном храме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий