среда, 12 января 2011 г.

Из неопубликованного -2

М.Черенков: "Настоящая церковь всегда социальна"

(http://cherenkoff.blogspot.com/2010/12/blog-post_2881.html)

Доброго времени суток, уважаемый Михаил. Как всегда – интересный пост. Именно поэтому и возникают кое-какие мысли по поводу некоторых изложенных Вами тезисов.

Вот некоторые из них.

Вы пишете: «Что должна делать церковь в качестве Божьего посланника, полномочного посла? Понимать, сопереживать, соучаствовать, свидетельствовать».
Однако понимать, сопереживать и соучаствовать – не есть ли в своей совокупности именно свидетельствовать в том самом главном (если не единственном) смысле, который и есть истинное Свидетельство?

Далее: «Если церковь хочет привлечь внимание, она сама должна серьезно относиться к своему же учению, читать Библию радикальным образом, без привычным затемняющих или розовых очков».

Мечты, мечты… Кто бы спорил! Не уверен однако, что эпитет «радикальным» – самый подходящий. Разве не «радикализм» - в предельном своем проявлении - приводит к тому, что из контекста Благой вести выхватывается некий кусок текста – и в некоем «одном отдельно взятом» вероисповедальном сообществе объявляется самым главным (пусть даже в «неявном виде»)? Другое дело, если этот радикализм понимать в духе Барта. Но – кто его читает? При всей мизерности тиражей издаваемой действительно классической и современной богословской литературы – книги на полках книжных магазинов годами стоят нераспроданными… Вот, кстати, и тираж Вашего сборника «Перспективы христианской философии в России»  - 400 (!) аж экземпляров. (У меня в связи с этим «шкурный» к Вам вопрос: есть ли способ один из них приобрести? Я, естественно, электронную версию скачал, но поскольку у меня к книгам отношение особое – люблю, знаете, читать, перевертывая страницы, с карандашиком и т.п., то хотелось бы пообщаться с бумажным вариантом).
Продолжу, однако. «Говорить нужно насущную правду. Говорить о том, что реально волнует людей. Говорить истины, неудобные для себя или слушателей. Говорить искренне и естественно. Говорить то, во что сам веришь».
Относительно необходимости говорить – все верно, согласен полностью, НО: Первое. Надо ли напоминать, что сегодня РЕАЛЬНО «волнует людей»?
Второе. Будут ли люди внимать истинам, для них неудобным – это притом, что «неудобные» – явный эвфемизм?
Третье: говорить искренне и естественно -  условие, говоря терминами математики, необходимое, но не достаточное. Говорить надо так, чтобы это было еще и убедительным для слушающих.
Наконец, четвертое – относительно «говорить то, во что сам веришь». А во что верят в разных протестантских (о других говорить не берусь, хотя и там немало любопытного) сообществах? Не у  нас ли возникли такие, например, экзотические варианты, как «теология освобождения», «богословие процветания» и тому подобные «экзоты»? Очень многие люди, кстати, весьма позитивно оценивают развиваемые в оных идеи. (Вспоминается, кстати,  Ветхий завет – там тоже изваяние Аароном (! - не абы кем!) золотого тельца вызвало массовый энтузиазм…). А уж что касается дара «иных языков», «жены в церкви да молчат» и т.д. - так эти темы и трогать-то даже опасно.
А если подытожить все, что связано с глаголом «говорить» – то мне лично очень близки слова св. Франциска Ассизского: «Проповедуйте Христа любыми способами. В случае крайней необходимости можно использовать даже слово».
В заключение возвращаюсь к началу Вашего поста: «Конечно же, можно говорить о том, что церковь существует лишь для служения и прославления Бога, но это нам так хочется – жить для себя, в зоне комфорта, среди своих».
Я как раз из тех, которые считают, что церковь (если она заслуживает такого названия) действительно существует лишь для служения и прославления Бога. Другое дело, что служение Господу как богослужение в классическом варианте воскресного собрания мной понимается таковым в самую последнюю очередь. Думаю, что истинное Богослужение начинается как раз тогда,  когда мы выходим из церкви – и возвращаемся в мiр. В равной степени это же относится и к прославлению Спасителя.
Хотя, конечно же, действительно – «так хочется – жить для себя, в зоне комфорта, среди своих»! Для меня воскресная служба – как подзарядка «севшего» аккумулятора…

3 комментария:

  1. В целом согласен. Особенно меня лично заставляют поковыряться в мозгах слова о том, что "говорить нужно насущную правду... что реально волнует людей... истины, неудобные для себя или слушателей... искренне и естественно... то, во что сам веришь"
    Звучит все это красиво, но идеалистично, ведь (1) то, во что веришь - это не всегда правда; одно из достижений или, по крайней мере, тенденций современной философии и богословии является отвержение культа онтологии и начавшаяся с Ницше критика веры в образ Бога, который заменил людям самого живого Творца; поэтому и вопрос: какую именно правду нужно говорить, чтобы она была правдой, а не нашим правдоподобным коструктом, этаким "тельцом" /используя Ваш образ, Вадим/?
    Да и, к тому же, (2) где же это найти в наше время таких мазохистов, которые или готовы говорить истину, неудобную для себя, или готовы это "неудобство" выслушивать"? У нас, современных хоио сапиенсов уже выработался инстинкт самозащищания от любого неудобства. Где же тут место правде-то...
    В общем, для меня этот подобный призыв звучит действительно challengingly, но unrealistically :-/

    ОтветитьУдалить
  2. Ростислав, спасибо за отклик. Мне есть о чем подумать, прежде чем Вам ответить поподробнее (мб-«посодержательнее»), поэтому пока – «пунктиром».
    Критика веры в образ Бога началась не с Ницше, а с того самого момента в Эдеме, когда прозвучало известное «истинно ЛИ сказал Бог»? Дальше – только развитие этого тезиса. Да уже и во времена, куда более нам близкие – помните, конечно же, пилатовское «Что есть истина?»… Думаю, Пилата вполне можно записать в число «основоположников постмодернизма».
    Инстинкт… Он ведь выработался задолго до нас. Вообще часто кажется, что современная точка зрения касательно того, как-де изменился человек, неверна в самой своей основе. Изменились условия его бытия, внешние компоненты – но и само оно, и его базовые мотивировки со времен книги Бытия по СУТИ те же самые.
    Что до unrealistically призыва– вы совершенно правы. Он даже для ближайших учеников Спасителя именно таким и был. Вспомнить хотя бы «заповеди блажества», да? «По рассуждению человеческому…» - избави Господи от таких «блаженств»! Однако – что произошло далее?

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за комментарий, Вадим!
    Конечно, я не могу не согласиться с Вами в том, что "критика веры" как сомнение или критическое внутренне восприятие этой самой веры началось с Эдема. Это так. Но я имел в виду не критику веры вообще, а критику веры в теологическую онтологию: Ницше ведь утвердительно выразил мысль о смерти Бога как гибели того образа (вернее, карикатуры) Бога, который люди себе создали, заменив реальность "онтологией". Так что мой комментарий относится к немного другой сфере :)
    ...А суть-то людей на самом деле не меняется. Меняются только ее мировоззренческие формы.
    И ведь тогда напрашивается вывод: люди НИКОГДА не хотели и не были готовы слушать неудобную правду. Жизнь и смерть Христа (уж на что был крутой "философ" - и учил мега-философским вещам, и исцелял, и воскрешал...) тому доказательство.
    Но если ТАК обошлись с Учителем, то какое право имеем мы - всего лишь пытающиеся-быть-учениками - оправдываться сложностью времени, кризисом и тому подобной "мишурой реальности". Как говорится, кто хочет - делает, кто не хочет - ищет оправдания (или как-то так). Вот это и есть вневременной вызов для всего христианства...

    ОтветитьУдалить