вторник, 22 марта 2011 г.

Теперь - уже просто тоскливые заметки...


Картинка 70 из 98«Эх, Киса, мы чужие на этом празднике жизни…».
Остап Бендер

В качестве преамбулы к данному посту должен сказать, что к этим выходным со времени написания моих «Невеселых заметок» прошло уже немало времени, и потихоньку я начал о них забывать (к собственному удовольствию).
Равно как начал все реже вспоминать о прошедшем в Кейптауне Третьем Лозанском конгрессе (отчасти потому, что сколько-нибудь внятное изложение российского участия в означенном мероприятии найти мне ранее так и не удалось).
Но тут произошло событие, описанное в предыдущей заметке, в итоге чего я оказался на странице "Slavic Voice of America", христианские новости – посвященной именно этому вопросу. Журналистка Людмила Качкар (отдельное ей спасибо) взяла серию интервью у «не самых последних» представителей протестантского сообщества России (и даже Евразии).
Итак, «действующие лица и исполнители»:
·        Леонид Регета - Русское служение Завета;
·        Леонид Картавенко - вице-президент Союза евангельских христиан России;
·        Константин Бендас,  епископ, Первый заместитель председателя, Управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников);
·        Павел Бак, ответственный секретарь Лозанского комитета в России;
·        Эдуард Грабовенко, Начальствующий епископ Российской Церкви христиан веры евангельской;
·        Анатолий Глуховский, заместитель международного Лозанского директора по Евразии; 
·        Александр Федичкин, руководитель Совета христианских евангельских церквей в России;
·        Андрей Бердышев, старший пресвитер Уральского объединения церквей РЦ ХВЕ;
·        Виталий Власенко, руководитель отдела внешних церковных связей Российского Союза ЕХБ;
·        Михаил Черенков, вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение».
В некотором смысле «режиссер» этого «перформанса»  Людмила Качкар.

Начать, наверное, имеет смысл с материала Леонида Регеты «Как протестанты России бойкотировали Третий Лозанский конгресс», в котором он пишет, что в Кейптауне  «более чем 4500 участников из 198 стран мира представили палитру мирового евангельского христианства. Задачей конгресса, с которой организаторы блестяще справились, было объединение и направление разнообразия и многогранности духовных убеждений участников конгресса для решения критических задач, стоящих на повестке дня 21-го века».
Эта информация ничего особо нового мне не сообщила, однако дальше Леонид пишет: «На фоне удивительного разнообразия и чарующего единства Тела Христова весьма странно и непонятно выглядела делегация России».
Странно – да, но почему же непонятно? Это я ничего об этом не знал, а Леонид – то полностью был «в курсе», когда писал свою статью. Так что ему (как и мне в итоге) как раз все должно быть понятно….
«Слова «скудность» и «блеклость» даже не смогут выразить всю непрезентабельность и непредставительность делегации от Российской Федерации. А что еще можно сказать о делегации, среди представителей которой не нашлось никого, кто мог со сцены вразумительно рассказать всему мировому сообществу (и не только христианскому) о Божьей работе в России?!».
Уважаемый Леонид, позвольте с Вами не согласиться. Если в российской делегации «не нашлось никого», кто мог бы «вразумительно рассказать мировому сообществу» о положении дел с евангелизацией и другими активными формами работы российских протестантов, (а главное – о результатах этой работы) – это не значит, что представленное в Лозане мировое сообщество не получило смогло получить представление о вышеперечисленном по той простой причине, что отсутствие информации – тоже информация.
Так что, полагаю, участники конгресса нынешнее положение «дел наших скорбных» представляют себе  вполне неплохо.
Ну, а если какие-то вопросы у них и оставались – полагаю, вышеуказанная подборка на Slavic Voice of America в полной мере рассеет их последние сомнения.
Продолжим, однако.
«Вот и пришлось от лица всех евангельских христиан России выступать… американцу! Кроме того, более чем за неделю конгресса только однажды прозвучала со сцены русская речь Ширинай Досовой, миссионерки и пастора из Москвы. Хотя Россия и была представлена в рамках региона Евразии, но, как выразился один из участников конгресса из Украины Михаил Черенков, «не был представлен суммарный опыт, концепции миссионерской работы в бывшем СССР. Евразия становится белым пятном на миссионерской карте мира».
Относительно «белого пятна» - поговорим чуть попозже,
«Причиной этого могут быть неутешительные результаты и отсутствие ярких лидеров, интересных для аудитории мирового масштаба».
Тоже позволю себе не согласиться – imho, нынешние лидеры даже и для «внутреннего употребления», российского масштаба, большого интереса не представляют.
В конце своей статьи Леонид Регета пишет:
 «Стоит добавить, что среди делегации России не было ни представителей основных протестантских союзов и ассоциаций, ни известных служителей и лидеров. Да и по количеству делегатов Россию, наверное, превзошел даже Ливан!».
И подводит своего рода итог всему вышесказанному: «Наверняка, этот же вопрос задают себе и представители сотен международных миссий, христианских организаций и церквей, которые десятилетиями молились, а потом и пытались чем-то помочь церквам Советского Союза, России»…
Что касается этого конкретного вопроса    думаю, ответ они получили. Вопрос в том, остались ли у них (пардон за тавтологию) еще какие-либо вопросы?
Полагаю, сам автор статьи вряд ли обольщался относительно реакции со стороны руководящих братьев на данный текст.
Что ж, если так – то он не ошибся.
Итак, перейдем непосредственно к серии интервью столь титулованных и широко представленных разного рода руководителей почти необозримого протестантского сообщества России.

Начнем с впечатлений Вице-президента Союза евангельских христиан России Леонида Картавенко.
Итак, вопрос Людмилы Качкар: «Кроме Союза евангельских христиан, СХЕЦЕР и ВСЕХ – все остальные протестантские Союзы не были представлены первыми или вторыми лицами. Как вы думаете, это правильно или нет?».
Если вопрос представляется мне как вполне конкретным, так и более чем закономерным, то ответе на него… Как бы это сказать…
Нет, лучше привести его дословно: «С одной стороны, Лозанское движение – это не съезд чиновников и руководителей, это встреча рабочих людей. То, что не было первых лиц, можно рассматривать, как положительную тенденцию…».
Признаться, последнюю фразу о «положительности тенденции» неприсутствия первых лиц  перечитывал несколько раз подряд (и даже сейчас, когда набираю данный текст, смотрю в окошко браузера- да точно ли именно так?). Попытки же понять ее хоть с позиций формальной логики, хоть здравого смысла по сей же самый момент существенно выходят за пределы моих возможностей.
Если с точки зрения логики – выходит, что первые или вторые лица «рабочими людьми» не являются.
Если с точки зрения обычного здравого смысла – это вроде как если бы на съезде ЕХБ отсутствовал председатель братства вкупе со своими замами. Но поскольку тенденция обозначена как положительная – думаю, доживем и до этого
 Правда, Леонид Картавенко в этой положительной тенденции одновременно и тут же усматривает… отрицательное, поскольку продолжает сказанное выше словами: «я все равно вижу в этом отрицательное. На Лозанне определялась будущая стратегия, как минимум, на пять или десять лет. Это стратегия развития евангельского движения во всем мире. И уже кто-кто, а руководители должны вести свои союзы, и вопрос стратегии для них должен быть очень важен. Но так как в евангельском движении России сейчас идет какая-то большая перестройка – прошла смена руководства в РС ЕХБ, новая команда трудно пробивает себе дорогу, и, наверное, им было не до этого конгресса, они занимались своими внутренними проблемами. То же самое в РЦ ХВЕ, они меняют структуру управления. В РОСХВЕ вроде все стабильно, но тоже не было первых руководителей. И это большой минус для России».
Странно, однако… Если судить по интервью Смирнова «Порталу – Кредо», проблем у него вроде особо не наблюдается?
Словом – диалектика. Наглядная иллюстрация закона «единства и борьбы противоположностей». Плюс со знаком минус…
На следующий вопрос Людмилы - «Звучат высказывания, что российская делегация была даже меньше ливанской. Как бы вы это прокомментировали?» Леонид Картавенко отвечает: - «Сейчас, наверное, поздно уже что-то комментировать, но факт остается фактом, что такой большой Союз, как РС ЕХБ, не смог отправить ни одного делегата. В РЦ ХВЕ не поехал, к сожалению, даже ответственный за Лозанский конгресс в России – Павел Николаевич Бак».
Ответственный – и не поехал? Что же это за «обстоятельства непреодолимой силы» ему помешали? Ну ладно, он тоже дал интервью, наверное, там все объяснится.
Тем временем Леонид Картавенко продолжает: «Думаю, что в России Лозанну нужно поднять на новый уровень. Через две недели в Киеве должна проходить постлозанская встреча. И мы намерены внести там ряд предложений». Похоже, однако, что эта встреча если и состоялась, то была глубоко законспирирована, т.к. никакого материала о ней я в сети не нашел. (Буду, кстати, признателен, если кто-нибудь кинет ссылку на информацию).
Однако Людмила Качкар упорно возвращается к своему вопросу: - «От России зарегистрировалось на Лозанну 42 человека, а поехало только 21. Нормально ли это?».
Но не тут-то было: интервьюируемый тоже «не лыком шит» - и тоже возвращается к сказанному в самом начале о «встрече рабочих людей»:  «Если заглянуть в историю движения, то сила Лозанны была в том, что на первую встречу, еще во времена Советского Союза, пригласили не официальных лидеров, а реально работающих людей».
После этой фразы мне многое (чтобы не сказать все) стало понятным в нынешним положением дел в российском протестантизме (равно как и с его перспективами): корень проблемы в том, что официальные лидеры – попросту реально не работающими людьми не являются…
К тому же, как свидетельствует Картавенко, «И сегодняшние руководители евангельского движения Евразии, как правило, были и на первой, и на второй Лозанне. И российскому комитету, по моему мнению, надо было поработать и пригласить не тех, кто уже побывал в Лозанне, а хотя бы половину молодых и перспективных людей».
 Действительно, нынешние – уже раньше (и причем аж дважды!) побывали, ну а толку-то что с этого?
Людмила задает следующий вопрос:  «Кто должен был на Лозанне выступать с приветствием от России?»
От Евразии выступал представитель Лозанны в Евразии – Анатолий Глуховский» - отвечает Леонид Картавенко. «По моему мнению, в какой-то мере он сыграл свою роль».
Мнение самого Анатолия Глуховского мы еще успеем узнать -  а пока продолжим знакомиться с оценками Леонида Картавенко.
Надо сказать, они вроде бы вполне однозначны: «А вот выступление России оказалась провальным. В этом виноваты все мы, – те, кто поехал и те, кто не поехал, но должен был предупредить – мы не поедем, и те, кто поедет, мол, как-то там организовывайтесь сами. Мы могли бы взять на себя инициативу, собрать отдельно русскую делегацию и определиться, что мы можем представить. И с этим представлением выйти на комитет Лозаны. С одной стороны, на самом конгрессе это делать было уже поздно, но хотя бы не случилось такого прокола или провала…»
Ого! О чем же речь? Читаем далее: «…который произошел, когда, к сожалению, Россию представлял человек, который никогда не был гражданином России, который эмигрировал еще из Советского Союза, и сейчас живет в Америке».
(Я, правда, слыхал, что еще и  Ширинай Досова выступала?).
«Наверное, с точки зрения Америки, он правильно говорил, но российская делегация после его выступления обратилась в Лозанский комитет с протестом» - продолжает Леонид.
 О-о, это вот – «по нашенски»! Это - по – русски!
Более того – выясняется, что российские делегаты, как люди смелые и принципиальные, одним только этим протестом не ограничились: «Потом уже Совет глав протестантских конфессий России подготовил письмо в Лозаннский комитет с заявлением, что озвученное – это не официальная позиция российской делегации».
Так что Россия все-таки выступила!!!
Причем – коллективно! (Интересно, кстати, сколько протестов и по какому поводу было заявлено другими делегатами на Конгрессе?).
- «Как вы думаете, какая информация о России, должна была прозвучать на Лозанне?» - спрашивает Людмила. (Я бы добавил к этому еще другой вопрос – какая информация о Лозанне должна была  прозвучать в России после завершения Конгресса?).
- «Информация о том, что существуют какие-то препятствия, но они не перекрывают возможности для евангельской работы. А прозвучало, что политики и КГБ  давят церкви в России».
Да уж, вечное это российское - кто виноват…  Но вообще-то (скорее всего сами того не подозревая) делегаты поступили– вполне по Витгенштейну: о чем нельзя говорит – надо молчать… И это было правильно.  
«Нельзя сказать, что официально правительство давит церковь. Да, есть проблемы, когда доминирующие религии пытаются это делать, но я бы не сказал, что это целенаправленная политика государства. Мне кажется, что нужно было рассказать, что уже делается в России и, что Россия, – это не белое пятно на карте, что есть перспективы». Что ж, трудно оспорить очевидное. Единственно – в плане того, что есть перспективы надо бы уточнить, с каким знаком. А то ведь перспективы как таковые –всегда есть.
Даже у покойника есть перспектива – быть похороненным…
«И в то же время представить трудности российских протестантов – доминирующие религии. В других странах доминирует ислам, индуизм, а у нас одна из православных церквей».
Вот уж не предполагал, что участники Лозанны – люди настолько темные, что остались «не в курсе» конфессиональных раскладок (и разборок) в России!
«Может, проблема в том, что российский протестантизм все больше и больше открещивается от западного влияния и западных денег, поэтому российская делегация упустила возможность достаточного контакта с Лозанной. Может, трудность состояла в том, что не было никого от России, поэтому дали слово тому, кто согласился?» - спрашивает журналистка.
Ну, про отказ от денег комментария не последовало – да и кто же от них откажется…
А вот что до выступающих -  «Не думаю, что нельзя было найти никого другого», говорит Леонид.
На этом «найти» я опять остановился и попытался понять логику его ответа – а кто, собственно, из организаторов Конгресса и почему должен был искать выступающего от России?
В конференциях разного рода и масштаба (правда, не религиозной направленности) мне приходилось участвовать неоднократно, но порядок всегда один и тот же: не оргкомитет бегает да участником, домогаясь от него сколько-нибудь внятной «информации о намерениях», а он сам (причем заранее, если речь не идет о дискуссионной части) дает тему своего выступления и согласует порядок его включения в общую рабочую программу.
На христианских конференциях порядок, видимо, существенно иной?
Но все, оказывается, куда тривиальнее: «Просто есть люди, которые сами хотят выступить, поэтому они всегда близко. Скорей всего, сработало две причины – не было яркого представителя (замечу от себя - это среди пусть и не очень большой, но все-таки делегации в 21 человек!),  кого бы руководство Лозанны рассмотрело и пригласило. А был человек, который на виду и любит выступать, знаком с Россией, вот его и пригласили, или он попросился, я не знаю».
Надо сказать, тезис о нелюбви братьев к выступлениям  для меня явился новостью. Проблема чаще другая – остановить выступающего…
Людмила Качкар задает последний вопрос: «Что вы привезли с Лозанны?».
Леонид Картавенко отвечает: «Если первая Лозанна говорила о «Великом поручении», продвигала малые группы, то сегодня основная мысль прозвучала, по крайней мере, для меня, что ни одна евангельская конфессия в отдельности не сможет достичь успеха в пробуждения нации, а только совместным трудом. Это не экуменизм и не соединение всех в один союз, это просто поддержка друг друга, помощь и работа в одном направлении. Потому что движение бывает броуновское, то есть хаотичное, а бывает и направленное. Вот направленное движение электронов и создает электрический ток и всем хорошо, а хаотичное, – ничего не создает».
Как человек, имеющий в некоторой степени отношение к науке, позволю себе назвать это высказывание совершенно ошибочным. Именно хаотическое движение  создает увеличение исключительно важной характеристики любой системы. Называется она энтропией,  и ее повышение сводит «на нет» способность любой системы совершать полезную работу.
Говоря проще – приносить пользу.
Да к тому же направленное движение электронов не создает электрический ток, а является им. А ток  создает разность потенциалов.
Проще – батарейка, внешний источник энергии.
«Наоборот, все доброе, что есть у других, применять и поддерживать других, чтобы достичь пробуждения в России. Чтобы не просто моя церковь или деноминация достигли расцвета, а во всем народе произошло пробуждение, потому что вся церковь несет все Евангелие всему народу».- завершает Леонид.
В общем - миру –мир…

Послушаем теперь, что сказал корреспонденту Первый заместитель председателя, Управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас.
На вопрос – «Кто представлял РОСХВЕ на Лозаннском конгрессе в Кейптауне?» - он отвечает:
«Делегация Российской Федерации в Кейптауне, в общей сложности, состояла из восемнадцати человек, из них трое – представители Российского объединенного Союза христиан веры евангельской».
В этом месте мне опять пришлось остановиться – Леонид Картавенко вроде бы называл другую цифру? Смотрю – действительно, он говорит о 21 участнике.
Ладно, не будем придираться – «то ли 7, то ли 10»… Какая в принципе разница? Продолжим.
«К сожалению, по техническим причинам не смог вовремя получить визу наш координатор от Консультативного Совета глав протестантских церквей епископ Павел Бак».
И снова приходиться останавливаться, чтобы понять - как мог координировать всю оргчасть человек, который сам по техническим причинам не смог вовремя получить визу?
«По поводу высказываний некоторых «деятелей от религии» о якобы имеющем место бойкоте со стороны российских протестантов, – ничего подобного не было».
То есть – даже и бойкота не было? Ну прямо по Булгакову получается – «что ж это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!». Печально, однако…
«Также очень печально, что человек, имеющий опосредованное отношение к России, взял на себя дерзновение представлять Россию и говорить от ее лица» - продолжает епископ.
Ого! «Деятели от религии», «якобы», «дерзновение»!
Разъяснение не замедлило быть: «Некоторые из его высказываний недопустимы для христианина, который в соответствии с Божьим Словом должен уважительно относиться как к своим братьям, так и к поставленной Богом власти в той или иной стране».
Вообще-то относительно поставленной Богом власти в той или иной стране у меня есть подозрение, что Господь иногда может поставить власть в наказание народу. Насчет той или иной страны – судить не берусь, но что касается  родимого отечества… Мне лично трудно, например, ассоциировать Ульянова,  Джугашвили etc. с властью, поставленной именно Богом – хотя знаю и об отношении многих христианских (в широком смысле) лидеров и к советской власти, и к ее даже наиболее одиозным лидерам.
(Кстати, любимой многими и часто повторяемыми цитате на эту тему - «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.  Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13:1,2) могу напомнить другое высказывание того же автора и на ту же тему: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:11,12).
А также то место в Евангелии, где прямо сказано, кто «рулит» земными царствами: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее…» (Лк.4:5,6)).
В этом месте Людмиле Кочкар пришлось уточнить, что же это за неназванный «деятель от религии» такой -  «Вы имеете в виду Сергея Рахубу, который представлял Россию на Лозанне?».
И получить ответ «по полной»: - «Я имею в виду человека, который не является гражданином Российской Федерации, и неоднократно уничижительно высказывался по отношению к российским лидерам, к церквам и некорректно по отношению к власти, государственному строю и т.д. Именно этот человек вызвался или его вызвали представлять Россию».
Даже имя его произносить невозможно – настолько он мерзок!
Так что с ним все ясно.
Тогда Людмила Кочкар задает следующий вопрос: «Почему на Лозанну не поехали первые лица РОСХВЕ – Сергей Васильевич Ряховский или вы, Константин?»
Причина для интервьюируемого представляется вполне очевидной: - «Собственно, мы и не планировали ехать…  Никто со стороны основных организаторов никогда не настаивал на участии первых лиц. Мы полагаем, что здесь вопрос не в уровне представительства, не, простите, в свадебных генералах».
Свадебные генералы? Любопытная характеристика самого себя – и Ряховского заодно, однако…
«Мы обсудили с братьями итоги Конгресса на заседании Консультативного Совета глав протестантских церквей России. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что это не вопрос уважения или неуважения к мероприятию, мы уполномочили и направили достойных и компетентных Божьих служителей, которые пользуются полным доверием руководителей Союзов и имеют соответствующие мандаты. Очень много работы в России, каждый занимается своим делом в своей области, все поехать не могли при всем уважении к Лозанскому движению».
Надо сказать, что тезис о загруженности кочует из одного интервью в другое (как и остальные аргументы). Порадоваться бы, наверное, - наконец то достигнуто единодушие! Но что-то не получается.
- «Западное христианство ожидало увидеть в Южной Африке большую делегацию от России и услышать от них о чудесах Божьих, которые Господь творит в России. Но, получается, что этого не произошло. Означает ли это, что российские протестанты не проявили должного интереса к Лозаннскому движению или есть другие причины?» - спрашивает Людмила.
Опять – не тут-то было:  «Мы высоко ценим роль доктора Билли Грэма и его инициативу, которая когда-то была начата в Лозанне. Мы еще раз сожалеем, что непосредственно руководителям и организаторами Конгресса в Кейптауне не получилось наладить диалога с нашей официальной делегацией…».
Вообще-то  - кто с кем должен налаживать? Кто более заинтересован? А то получилось что-то типа «руководителям государства российского не удалось наладить контакт с протестантским руководством».
И далее: «они предпочли получать информацию, в том числе, не вполне объективную, от иных людей».
Скорее всего, отчаявшись в попытках получить сколько-нибудь внятную информацию от россиян, они хотели получить хоть какую- то и хоть от кого-то. Как говорили в допринтерную эпоху, «за неимением гербовой – пишут на простой»…
ИМ не удалось наладить контакт, ОНИ предпочли…
«Я не могу назвать этих людей посторонними, потому что они бывают в России, некоторые имеют российское происхождение, но, по всей видимости, они основательно оторвались от российской реальности и, главное, не чувствуют ответственности за людей в России, за церкви».
То ли дело – наши представители! Протесты заявляют…
«По некоторым оценкам, российская делегация была даже меньшей, чем делегация из Ливана. Как вы можете это прокомментировать?» - спрашивает настырная журналистка.
 «Я считаю некорректным это комментировать» - корректно отвечает епископ.
 В отличие он него и при всем моем уважению к столь высокому лицу я тем не менее считаю – что и комментировать тут нечего….
«Почему кто-то полагает, что наша делегация должна была состоять из тридцати или шестидесяти человек? Мы ведь не загорали на пляже во время конференции в Кейптауне, но трудились по силам и даже сверх сил».
(Где-то я встречал такое объявление: «Не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет!»).
Да и вообще - «Не было никаких требований со стороны оргкомитета Лозанны по количеству участников, как и не было обязательств в этой сфере с нашей стороны».
Россия имела ровно то представительство и уровень. которое она имеет в мировом сообществе.
 «Насколько мне известно, Лозанна выделяла квоту на Россию…» - робко пытается возразить Людмила.
Но епископ тут же ставит ее на место: «Очень хорошо, ну и что? Я не улавливаю никакой связи».
То. что связь не улавливается, не означает, что ее нет. Я, например, улавливаю, причем очевидную.
И настолько очевидную, что не вижу необходимости употреблять сам термин «улавливать».
Квота – ВЕРХНЯЯ граница численности делегации. И как правило устанавливается обычно в связи с тем, что количество желающих участвовать от конкретной страны или структуры в мероприятии существенно превышает возможности принимающей стороны.
Епископ между тем развивает тему: «Почему там должно было быть именно шестьдесят человек от России – что бы это изменило?».
С этим я, пожалуй, соглашусь – и даже добавлю: если бы даже вообще никто не поехал – это тоже вряд ли что-то изменило….
«Или нам надо оплатить приготовленные, но не съеденные нашей делегацией обеды?»
Надо полагать, это - демонстрация чувства юмора? Но ведь известно вроде бы – если у человека нет чувства юмора, у него должно быть чувство, что у него нет чувства юмора…
На совершенно справедливое разъяснение журналистки «Количество участников распределяли по числу верующих в той или иной стране. И, выходит, что делегация Ливана была больше российской?»  - последовало:  «Мы ни с кем не соревнуемся! А то, что наша делегация была меньшей, никак не повлияло на количество верующих в России, а возможно и, наоборот. Оставшиеся на родине братья продолжали благовествовать своим соотечественникам в дни конгресса, приобретали души для Царства Божьего. Примите это как шутку, в которой есть большая доля правды».
Да уж какие там шутки, какая  доля правды – чистейшая правда во всей полноте!
Действительно так!  С учетом количества сколько-нибудь активных и хоть на что-то способных (особенно – бесплатно) протестантов – каждый на счету. И если бы поехали еще сорок -  в России на это время их количество на сорок бы и уменьшилось…
В завершение интервью Константин Бендас поведал: «Руководству Лозанны в ближайшее время будет направлено письмо от КСГПЦР с благодарностью за их труд, прошедший конгресс, приглашение, а также пожеланиями и надеждой, что в будущем мы будем достигать взаимопонимания в каждой сфере нашего взаимодействия и, что таких недоразумений, как в Кейптауне, не произойдет. Да хранит вас Бог».
Я так понял, что несмотря на все произошедшее КСГПЦР все-таки решил простить организаторов Конгресса.
Похвально – поведение вполне христианское.
Что до заключительных слов – думаю, они очень кстати: в свете прочитанного  - только на Господа и надежда.
На то ведь Он и чудотворец…

Теперь, уважаемый читатель, давай ознакомимся, что поведал Людмиле Качкар Павел Бак, ответственный секретарь Лозаннского комитета в России (тот самый, который – помнишь? - «по техническим причинам не смог вовремя получить визу»).
После вопросов общего плана Людмила спрашивает: «Как вы считаете, важно ли было руководителям протестантских союзов побывать на Лозанне?»
На что Павел отвечает: «По условиям Лозанны туда должны были поехать действующие евангелисты, а первые лица обычно являются вдохновителями».
Удивительная это все-таки штука – говорение на иных языках! Не случайно сказал апостол Павел:  «говорящий на языке, молись о даре истолкования» (1Кор.14:13).  Мне бы толкователь сейчас точно не помешал. А то ведь вроде как получается, что первые лица действующими евангелистами не являются? Или – евангелистами все-таки являются, но – недействующими?
Какое-то время я потратил на попытку осмыслить прозвучавшее, совершенно не подозревая о том, как надолго меня остановит следующее предложение.
Сядь покрепче, читатель…
Вот оно: «Думаю, что от позиции первых лиц евангельских церквей в России зависит дальнейшее развитие Лозанны».  
Перечитай еще раз.
Каково?!
Впрочем, я тебя предупреждал… Так что если ты свалился со стула – сам виноват.
Они там думают, что в своих Европах- Америках – Африках  решают дальнейшую судьбу Лозаннского движения. Но мы-то теперь знаем, от кого она зависит! И пусть неявка в Кейптаун упомянутых «первых лиц» России послужит им серъезным предупреждением!
«Как вы считаете, Лозанна – это очередная конференция из множества христианских конференций, или она все же уникальна?»  - спрашивает корреспондент и получает тоже по-своему уникальный ответ: «Опыт и масштабы Лозанны уникальны, потому что они имеют определенную цель».
Позволю предположить,  что в этом-то как раз никакой уникальности нет – потому что «определенную цель» имеют и гей-парады….
 «Возможность увидеть событие, услышать свидетельства, получить вдохновение на таком празднике всемирного евангелизма, мне кажется, что это особенное и неповторимое событие в истории мирового евангельского движения. В любом случае, Лозанна будет продолжаться, Евангелие не остановить».

На этой оптимистической и безусловно справедливой  фразе мы и расстанемся с Павлом Баком – и послушаем, что рассказал Людмиле Качкар Начальствующий епископ Российской Церкви христиан веры евангельской Эдуард Грабовенко.
Епископ сразу взял «быка за рога»: еще до того, как ему был задан соответствующий вопрос, он заявил: «Не думаю, что Российская Церковь игнорировала или бойкотировала конгресс. Я, честно говоря, был удивлен распространяемыми в Интернете заявлениями на эту тему».
И затем сообщил, что сам он «был зарегистрирован, но в силу объективных обстоятельств не смог принять участие в конгрессе. Более того, у нас на то время были запланированы мероприятия».
Надо сказать, что к этому моменту у меня все более отчетливо стало возникать ощущение, что где-то я нечто на все это очень похожее уже слышал.
Порылся в памяти – ба-а-а, а ведь действительно, есть прецедент!
«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». (Лк.14:16-24).
Не знаю, кому как, но мне ситуация с участием «званых от России» на этот «христианский пир» в Кейптауне – до смешного (хотя – смех этот сквозь слезы) напоминает данную притчу.
Тем временем епископ продолжает:
«По моему мнению, РЦ ХВЕ была представлена на достаточно высоком уровне». Действительно, заладили – Лозанна, Лозанна… Будет с них! По Сеньке – и шапка.
Но продолжим.
«Главной задачей конгресса было обсуждение вопросов евангелизации. Это важно, но помимо евангелизации есть масса другой работы, которой занимается церковь».
Что ж, если под евангелизацией имеются в виду попытки всучить Евангелие прохожим на улице – я с епископом вполне согласен. Боюсь однако, что упомянутая «масса другой работы» действительно имеет место быть «помимо евангелизации» - но только той Евангелизации, целью которой является исполнение действительно Великого поручения.
Далее Людмила отмечает, что «Сегодня, в том числе, в Интернете, звучит огорчение со стороны западных христиан, которые в свое время помогали советским христианам-протестантам, что они не увидели на Лозанне многообразия российской делегации, не услышали о состоянии дел в российском протестантизме».
Но и тут - не тут-то было: «Интернет – это ресурс, которым может воспользоваться каждый для выражения своего мнения, не всегда и не ко всей представленной в нем информации стоит относиться серьезно. С другой стороны, Российская Церковь была представлена именно теми людьми, которые непосредственно занимаются евангелизационной работой в Российской Федерации и могли бы многое рассказать».
Могли бы? Тогда что же им помешало (не считая  «козней оргомитета», естественно)? Не иначе как скромность. Да еще тактичность.
Ведь поведай делегаты российские о своих грандиозных свершениях, планах столь впечатляющих и работ настолько масштабных, что даже руководители союзов не смогли на несколько дней от них оторваться – какими же мелкими и незначительными стали бы все эти шумно презентованные достижения стран иных …
Однако, как выясняется из дальнейшего текста, причина – куда скромнее и состоит в том только, что «им не была предоставлена возможность выступить. А теперь идет речь о том, что Россия была плохо представлена на Лозаннском конгрессе».
 Возвращаясь к теме Интернета,  Людмила Качкар делает было робкую попытку его хотя бы отчасти реабилитировать:  «Что касается Интернета. Вы сказали, что Интернет есть Интернет и пишут всякое, но я хотела бы напомнить ситуацию, когда этим летом Россия задыхалась от огня пожаров, и один из блоггеров привлек внимание премьер-министра РФ, написав о рынде. Тогда вся пресса и чиновники были взбудоражены. Сегодня голоса христианских блоггеров – это и есть голоса, в том числе, и нашей церкви. Мы не можем игнорирование их мнение».
Ну, Людмила, от себя скажу – это Вы не можете.
Ответ же епископа начинается вроде бы вполне «за здравие» - «Мы не игнорируем, но оправдываться, кому-то что-то объяснять было бы смешно».
Ах уважаемый епископ, зря Вы так. Ведь смешнее, чем получилось – некуда уже. 
«Спросите у руководителей других союзов, принимали ли они участие в конгрессе? Думаю, у каждого из них были свои причины приехать или не приехать на Лозаннский конгресс».
Опять-таки, - ну точно по притче о званых!  Один - волов купил, другой - мероприятия проводил, третий -…
У всех – были причины, и у всех – разные.
Правда,  суть при этом– одна.
Епископ продолжает: «Уверен, что Российская Церковь была представлена лучшим образом». (В этом месте меня посетила странная мысль: если поехали лучшие – так может быть, им и стоит возглавлять соответствующие российские структуры?)
И далее: «Был ли смысл просто собрать 60 человек и свозить их в ЮАР? Какое количество из них смогли бы принять качественное участие в конгрессе? Просто привезли бы сувениры из Африки? Мы живем во время практического христианства».
Да уж, мы – не чета этим бездельникам числом более 4000, не то что те, кто приехал в Лозанну из других стран… Но с другой стороны – вопрос возникает: неуж в России даже всего-то шести десятков человек не наберется, способных привезти с Конгресса что-либо кроме сувениров? Тогда каковы же  шансы на успех евангелизации?
«Что полезное для Российской Церкви христиан веры евангельской привезли из Лозанны ваши делегаты?» - спрашивает Людмила.
 «У них была уникальная возможность узнать о евангелизационных трудностях, с которыми сталкиваются христиане в других странах, и о возможных решениях этих трудностей. После Лозаннского конгресса возникла идея провести свой, Евроазиатский конгресс.  Думаю, он был бы очень полезным в мобилизации евангелизационной работы в нашей части света» - отвечает епископ.
Наш конгресс – как «наш ответ Чемберлену»…
Видимо, в этот момент он, как человек крайне занятой, посмотрел на часы – и подвел черту:  «Считаю, нам не следует вступать в споры и тратить на это время. Я за то, чтобы мы донесли вечное Божье Слово до каждого человека, живущего в нашей стране».
Донесли, говорите? Уж хотя бы дотащить удалось. До каждого десятого хотя бы…

Очередным собеседником Людмилы стал  Анатолий Глуховский, заместитель международного Лозаннского директора по Евразии, который на  вопрос -  «В чем состояла работа координационного комитета Лозаннского конгресса по Евразии?» дал такой ответ:
«Это информирование и поддержка в оформлении документов тех, кто решил поехать на конгресс. Вся наша команда – это пять человек – волонтеры». (Я лично воспринял упоминание о  волонтерстве как завуалированное указание на то, что денег им никто за эту работу не платил. Что, конечно же, снимает многие другие вопросы и уж тем более – какие-либо претензии).
 Далее Анатолий поведал, что «До конгресса представители координационного комитета Лозаннского конгресса по Евразии дважды проводили консультативные региональные встречи, ездили в Россию, Беларусь и некоторые страны Средней Азии для общения со старшими служителями», и повторил уже известную нам информацию о количественных аспектах участия в конгрессе евразийцев.
В целом из этого интервью ничего нового я не узнал – но еще раз подивился возможностям «великого и могучего»: «В Лозаннском конгрессе никто из официальных представителей конфессий не участвует, поскольку это форум индивидуального участия. И, конечно же, делегатами от своих стран могли стать, как благовестники, так и руководители».
 В качестве самостоятельного упражнения, уважаемый читатель, попробуй из приведенного текста определить -   являются ли руководители собственных конфессий их официальными представителями?
Поскольку мне это не удалось – буду рад, если поделишься ответом.
В завершающей части  интервью на вопрос: «Что из того, что вы услышали в Лозанне, будет полезным применить в Евразии?» он сказал: «Особый восторг  испытал от того, что Бог делает в закрытых странах. Для меня Лозанна – это здравое, сбалансированное движение, которое объединяет церкви Евразии и всего мира (всего 12 регионов) и при этом оставляет нам достаточно свободы. И это меня вдохновляет».
Эх, мне бы хоть немного Вашего вдохновения, уважаемый Анатолий…
А то почему–то цифра эта – 12 –совсем невдохновляющие ассоциации с апостолами вызывает. Там вроде бы один из двенадцати… ну, не совсем того оказался.
Или даже  - совсем не того.
Наконец, Анатолий Глуховский говорит: «Конечно, жаль, что не смогли поехать на Лозанну те, кто был занят или, возможно, те, кого мы не смогли убедить, что такое мероприятие бывает раз в двадцать лет и стоило сделать все, чтобы стать его частью».
Полноте, Анатолий: что до тех, кого надо было в этом убеждать, то брать вину на себя не стоит – таковые  лечению не подлежат.
Что же до тех, кто был занят - что ж, с этим не поспоришь, конечно, раз в их представлении есть дела и поважнее.
Им – виднее.
 Хотя мое разыгравшееся воображение нарисовало такую сцену: идет очередной всероссийский съезд какого-либо из столь многочисленных братств, и вдруг в президиум поступает записка – руководителей немедленно хочет видеть Президент России, или Штатов, или – на худой конец – Билл Гейтс, решивший пожертвовать пару-тройку из своих многочисленных миллиардов на дело российского благовестия. Но руководство от этого предложения отмахивается – не до того нам сейчас, есть дела и поважнее. Чисто из уважения, правда, можем кого-нибудь послать. При условии,  если желающий найдется…
(Кстати, вспоминается один сюжет, имевший место быть во время моей работы в Госдуме: состоялась вполне рядовая рабочая встреча с тогдашним  председателем Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России  Андреем Себенцовым. Так надо было видеть, как рвались на нее такие занятые люди…).олне ряфдовая рабочая встре вс, имевший место быть во время моей работы в Госдуме: состоялась всртеча с Себенцовым, т запискаа

Следующее интервью дал Александр Федичкин, руководитель Совета христианских евангельских церквей в России.
К этому времени я уже довольно ясно предполагал, какие именно ответы последуют на вопросы Людмилы. Правда, в этом тексте меня несколько удивило название возглавляемого Александром Совета – «христианских евангельских церквей». Я-то по наивности считал, что если церковь евангельская – значит, «автоматически» она является христианской.
Надо полагать, что от жизни я отстал, и в настоящее время существуют мусульманские, равно как и буддистские и др. евангельские церкви.
 В ожиданиях своих я, к сожалению, не обманулся и, дабы не занимать время читателя, почти весь текст опускаю. За рамками этого «почти» стоит, пожалуй, отметить несколько моментов.
Так, на вопрос: «У западных христиан, которые в свое время помогали протестантам Советского Союза, после Лозанны осталось огорчение, что они так и не услышали, как Бог работает в России. Это произошло оттого, что российские христиане не вовлечены в мировое евангельское движение или по какой-то другой причине?»  - последовал следующий ответ (который я тоже несколько раз перечитывал, в очередной раз «глазам своим не веря»:
«Мне сложно об этом судить, я всегда интересовался Лозанной исключительно, как частное лицо».
Вполне естественно, что никакому частному лицу не возбраняется интересоваться Лозанной (я, например, как раз именно такое сугубо частное лицо) – но когда подобное звучит от руководителя (!) Совета (!!) христианских евангельских церквей (!!!)  в России (!!!!) – и ладно бы еще, если «порой» и «отчасти», а то ведь «всегда» и «исключительно»! - …
Интересно, как бы отнеслись в руководстве к рядовому члену церкви, который сказал бы нечто типа «Я всегда интересовался Библией исключительно как литературным памятником»?
Однако при всем том определенная потенциальная польза мероприятий такого типа не отрицается: «Правда, после Кейптауна появилось желание провести аналогичную Лозаннскую встречу на территории бывшего СССР, то есть в Евразии. А пока процесс не организован, мысли не обдуманы, кто же будет представлять
Да уж, если «мысли не обдуманы» - тогда явно не стоит.
 «Я думаю, что ожидать этого было просто не целесообразно» - произносит Александр.
В чем я с ним вполне солидарен.

 «Следующий по списку», старший пресвитер Уральского объединения церквей РЦ ХВЕ Андрей Бердышев сказал, что вообще «узнал о Лозанне совершенно случайно, от своего друга из Америки. Никогда раньше не слышал об этом движении, не получал никакой информации».
Более того, в своем неведении он не одинок, поскольку  даже «В Совете РЦ ХВЕ (я являюсь его частью) примерно восемьдесят процентов епископов никогда не слышали о Лозаннском движении».
Как говорится, «не слабо»…
Чего – то существенно нового по сравнению с другими Андрей не сказал – разве что отметил, что «По моему мнению, у российских протестантов отношений с Лозанной никогда и не было. Поэтому как можно прекращать то, чего не было? Все, что мы знаем в России о Лозанне – это обрывки частичной информации. С момента последнего конгресса произошло много изменений. Изменилась политическая и религиозная карта. Уже не существует СССР и советской религиозной жизни. Появились не только новые страны, но новые протестантские союзы и объединения. Количество протестантов в России увеличилось на порядок. Нужно учитывать такие моменты при подготовке столь значимого события, как Лозаннский конгресс. Анализируя эту ситуация, может сложиться и обратное впечатление, что Лозаннское движение игнорирует протестантов России, не замечает процессы, которые произошли за последние двадцать лет на территории СНГ».
Ах, уважаемый Андрей, если бы так…
Думаю, все обстоит «с точностью до наоборот»: игнорируют Лозанну (и не только ее) как раз российские протестанты (точнее – их руководящие представители).
И как раз «лозаннцы» -то, думаю, очень хорошо представляет себе наши «текущие процессы». Намно-о-го лучше нас с Вами.
А если кто там и сомневался – так после произошедшего количество таковых, полагаю, существенно поуменьшилось.

Изложение видения Конгресса руководителем отдела внешних церковных связей Российского союза ЕХБ Виталием Власенко, о котором писал накануне,  я, пожалуй, опущу – ничего сколько-нибудь нового и он не поведал.

В отличие от интервью, которое я специально оставил напоследок, и которое дал Людмиле Качкар Михаил Черенков, вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение».
Оно  - единственное, выпадающее «из дружного ряда».
Единственное, где не делается попытка назвать кошку «четвероногим млекопитающим небольшого размера, имеющим хвост, питающимся животной пищей» и т.д. и т.п.
Михаил называет вещи своими именами.
Расставляя приоритеты уже в самом начале,  на вопрос: «Почему вы решили принять участие в 3-ем Лозаннском конгрессе?» он отвечает: «Я знаком с историей Лозанны и считаю, что это беспрецедентное движение по объединению усилий христиан разных церквей и конфессий для выполнения Великого поручения Иисуса Христа с учетом глобальных перемен в мире».
В общем, именно в этом интервью я хотел бы хоть что-то опровергнуть – но увы…
Есть только один пункт, в котором я с ним не вполне согласен. Так, на вопрос «Как вы думаете, насколько важным для протестантов России было ощутить Лозанну так, как вы ее ощутили, и увидеть так, как вы ее увидели?» - Михаил дал следующий ответ:  «Думаю, что крайне важно. Рост христианства в разных регионах мира происходил под влиянием мировых процессов, а не как самостоятельное внутреннее движение. Поэтому Россия стала сейчас почему-то «белым пятном». Сегодня почему-то мало интереса по отношению к России со стороны западного христианства. Наблюдается какой-то застой, а хотелось бы больше динамики. Думаю, такие конгрессы дают правильный взгляд, позволяют преодолеть изоляционизм и развиваться во всемирной динамике и при этом в национальном ключе».
Что до «почему-то» в  плане потери к нам интереса – полагаю, что это для меня российско-лозаннская ситуация оказалась неожиданной. Можно предположить, что для западного христианства, наблюдающего динамику наших реалий то, что произошло, просто явилось точкой в предложении длиной 20 лет.
Да и географический термин «белое пятно» стоило бы, быть может, заменить на астрофизический – «черная дыра»? Свойства у этого объекта - крайне своеобразные: он поглощает абсолютно все, что к нему приближается, но вот наружу – не выходит абсолютно ничего.
Михаил, кстати, приводит среди прочего и такой вот факт:  «Евразия не смогла собрать ни одного доллара в качестве пожертвований на нужды конгресса. И, более того, возник вопрос, что Евразия не поедет, потому что не может оплатить участие своих делегатов. И руководство конгресса пошло нам навстречу, предложив, что на Евразийскую делегацию пожертвуют представители Индии и Китая, чтобы мы все-таки приехали. Они посчитали, что это будут их инвестиции в будущее Евразии».
(Вспомнилось сейчас, что некогда Милюков, исходя из географических параметров, предложил переименовать Евразию в Азеопу. Что ни говори, а есть в таком варианте некая «метафизичинка»…).

Ну что ж, уважаемый читатель, надо завершать.
Мое отношению ко всему вышеописанному и впечатления от него вполне определяется  названием поста.
И если те «Невеселые заметки», которыми я «открыл» свой блог, касались весьма неопределенного мероприятия, организованного и проведенного некой таинственной группой лиц, то здесь-то речь идет о проводимом РАЗ В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ  конгрессе ВСЕГО ЕВАНГЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА, определяющего СТРАТЕГИЧЕСКИЕ направления его работы на следующие тоже аж ДВАДЦАТЬ лет!
Не уверен – но вроде бы просматриваются определенные параллели с тем самым «собором», о котором я писал раньше. В обоих случаях – тенденция к «самости», пресловутому «особому пути», в общем - к «а мы- умы, а вы – увы…». Похоже, российско-евразийское руководство взяло курс на «самодостаточность».
К чему это приведет – даже мне понятно.
Не могу не отметить еще один момент, оставивший ОЧЕНЬ неприятный осадок.
Почти все интервьюируемые (за уже упомянутым исключением Михаила Черенкова) говорили плюс/минус одно и то же (в серьезных бы вопросах такое единодушие!), но проблема не в этом даже, а в том, что либо они не понимают важности практически несостоявшегося российского участия в конгрессе, либо попросту… как бы это помягче… скажем так - лукавят.
Третьего варианта я лично не вижу.
Беда, однако в том, что проблема выбора, какой из них хуже – относится  к известному и почти классическому «оба хуже».

P.S.: Хотелось бы поблагодарит Людмилу Качкар и сайт «Slavic Voice of America» за эту серию интервью, вполне исчерпывающим образом ответивших на все мои вопросы.
И еще – выразить Людмиле мои соболезнования: каково-то было все это выслушивать?

P.P.S.: Уже после написания данных "заметок" попалась такая вот информация еще об одном эпохальном  событии, имевшем место быть 15 марта 2011 года, состоявшемся в Президент-Отеле и носившем название «XI национальный молитвенный завтрак». Сообщается, что позавтракать «собрались   политики, общественные деятели, лидеры религиозных конфессий России»  (http://baznica.info/novosti/reportazhi/v-moskve-proshel-khi-molitvenny): «Уже не впервые «Президент-отелю» выпадает честь принимать у себя одно из самых значимых в межконфессиональном и государственно-конфессиональном плане событие – Национальный молитвенный завтрак. С самого начала обратил на себя внимание «новый-старый» формат мероприятия. Несколько лет назад завтрак уже проходил сразу за столиками. Однако, в этот раз в отличие от предыдущих среди выступающих не оказалось никого из глав основных протестантских конфессий. Председатель РОСХВЕ Ряховский С.В., начальствующий епископ РЦ ХВЕ Грабовенко Э.А., другие известные епископы и пасторы остались в зале».
Последовательные, однако, люди возглавляют основные протестанскиеконфессии… Не только Лозанну игнорируют!

11 комментариев:

  1. ШИРИНАЙ ДОСОВА17 апреля 2011 г. в 00:49

    СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНУЮ, А ГЛАВНОЕ ЧЕСТНУЮ СТАТЬЮ. ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ. ШИРИНАЙ ДОСОВА

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за размышления, Вадим. Имхо, аутсайдерство становится общероссийской тенденцией по отношению к мировому сообществу. Сил преодолеть эту центробежность сегодня нет, поэтому руководители (любых уровней) стараются не упасть в собственных глазах, лучшим способом сохранения самоуважения являются заявления об "особом пути". К сожалению, это прямое указание на обочину истории.

    ОтветитьУдалить
  3. Это статья будет во многом непонятна читателю, если не позакомиться с ее предысторией здесь:

    http://www.slavicvoice.org/category/lauzanne/

    ОтветитьУдалить
  4. Видимо, автор был голоден и его несло.

    Ну, это, конечно, шутка - реверанс цитате в начале статьи.

    Великолепно написанный текст, смелые мысли, простые и понятные выводы. Добавляю автора в закладки, чего и вам желаю.

    Пришлось порыться, чтобы найти статьи первоисточник материала о конгрессе, предлагаю его заинтересованным читателям. Без него будет сложновато понять все очарование этой статьи.

    http://www.slavicvoice.org/category/lauzanne/

    Автору - порадуйте нас своими размышлениями по поводу ВСЕХ. Ну не "все-всех" а всех Семченко...

    Дима

    ОтветитьУдалить
  5. в России осталась не вера, а религия!
    Лук.18:8 ".. Но Сын Человеческий, придя,
    найдет ли веру на земле?"
    Сбываются слова пророчества.

    ОтветитьУдалить
  6. Ольге: с тем, что "аутсайдерство становится общероссийской тенденцией по отношению к мировому сообществу" я, пожалуй, не соглашусь. Похоже, оно не становится, а уже стало. Думаю - надолго.

    ОтветитьУдалить
  7. Анониму: вообще-то в моем тексте вроде бы есть ссылка на указанную Вами страницу?

    ОтветитьУдалить
  8. Диме - в части "порадуйте нас своими размышлениями по поводу ВСЕХ".
    Дима, мне очень жаль, если комментируемый Вами пост может "порадовать". Название нескольких "заметок" вполне отражает мое ко всему этому отношение и соответственно - состояние. Как говорил наш с Вами общий знакомый - "грустно, девушки...".
    Материалы ВСЕХ (точнее, доклад Колесникова) прочитал. К сожалению, он меня в моих "предвкушениях" не обманул. От всего предыдущего отличается в основном тем, что содержит массу грамматических ошибок. Естественно, благодать существенно выше всяких там "правил" – но вот одна только цитата: «В области средств массовой информации (СМИ) была проделана КОЛОСАЛЬНАЯ работа по созданию собственных ИНТЕРЕНЕТ сайтов для всех Союзов, членов Содружества; к конгрессу воссоздан печатный орган - газета «Утренняя звезда», функционирует официальный сайт ВСЕХ (evchurch.ru), на портале protestant.ru прошло много информации о ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ поместных церквей Евангельских христиан…». Обратите внимание на 3 выделепнные слова... Выбрал же я это предложение из многих только потому, что речь в нем идет… о СМИ!!!
    Ну и так далее.

    ОтветитьУдалить
  9. Пастору Бахмутскому:
    1. Это - не исследование.
    2. И что же в нем Вам представляется интересным?

    ОтветитьУдалить
  10. Александру: на то оно и пророчество, чтобы сбываться. Но обратите внимание: речь в нем идет существенно шире, чем только о России!

    ОтветитьУдалить