среда, 2 марта 2011 г.

Понастроили тут...

 Намедни, размышляя на досуге над проблемами евангелизации, решил я посмотреть – а как с этим у Старшего Брата обстоят дела?
С учетом несопоставимости всех видов ресурсов – человеческих, материальных, не в последнюю очередь (чтобы не сказать иначе) административных? 
Наверняка ведь есть чему поучиться!
«Загуглил тему», и сразу же во главе вывалившегося перечня получил ссылку на материалы недавно прошедшего в столице аж четвертого уже Всецерковного съезда епархиальных миссионеров РПЦ (http://2010.portal-missia.ru/)
По старой привычке читать в материалах съездов самое главное – выступление Главного Лица – включил видеоролик получасового выступления Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Начало меня несколько удивило. Нет-нет, речь идет не о содержании выступления – там-то все серьезно, строго, взвешенно – словом, совершенно ничего неожиданного и удивительного. Удивило же то, что в зале, где проходило данное мероприятие, яблоку было где упасть.
Более того – упасть мог целый вагон яблок. И даже не один…
Камера периодически снимала и панораму полупустого помещения, и отдельных участников. Однако лучше бы этого операторы не делали – в кадр попадал то один, то другой миссионер, который во время выступления Патриарха… покойно дремал! А на одном из кадров (см. выше) в него вообще попали сразу трое молодых делегатов, находящихся в вышеозначенном состоянии – не иначе как по причине крайнего утомления миссионерской деятельностью…
Согласитесь, что представить ситуацию  советских времен, когда на эн плюс первом съезде КПСС во время выступления «дорогого Леонида Ильича» кто-либо из делегатов (пусть даже с тяжкого перепою) позволил бы себе такое  - так же нереально,  как если бы съезд завершился торжественным молебном его участников в Успенском храме, что по соседству с Дворцом съездов.
Видимо, спохватившись, камера более зал не показывала, целиком сосредоточившись на выступавшем. Время от времени в край кадра попадали еще двое, в одном из которых я узнал полпреда президента.
Нехорошее, нехристианское это чувство – зависть, но не минуло меня оное. Присутствие  ТАКОГО лица – это вам не хухры-мухры! Тут каждому понятно, КАКОГО уровня мероприятие происходит! Любая другая, даже из прописанных в законе «приоритетных религий» – обзавидуется. А уж о баптистах, пятидесятниках и прочей «шелупони» - и говорить не приходится.
Хотя – почему не приходится? Как там говорилось - «Edem das Seine»? Богу – богово, кесарю – кесарево, ну, а слесарю, соответственно – слесарево…
Вот и нам, протестантам, выпала почетная миссия  демонстрировать, что в России церковь действительно отделена от государства! А то, что хоть сколько-нибудь значительные представители власти отсутствуют равно на съездах и баптистов, и пятидесятников, и адвентистов, и др. и пр., наглядно подтверждает, что и степень этого отделения для всех равна. (Правда, точнее было бы сказать – для всех их равна, но неохота отбирать хлеб у Оруэлла с его бессмертным «Все звери равны, но некоторые из них равнее»).
Что до содержания, то ничего особо нового для себя я не услышал, и уже собрался было нажать на «стоп», как вдруг…
Уже ближе к концу, после того, как нынешний этап был обозначен как «вторая христианизация России», Патриарх заметно посуровел - и…
Хотя лучше я Его Святейшество процитирую.
Итак, с 23 минуты:  «Теперь что касается традиционного миссионерства, чем занимались и наши предки: это христианизация огромных наших пространств. Я вот недавно вернулся с Дальнего Востока. Благодаря  может быть этой поездке Патриарха и телевидение что-то показало,  и  общество наше узнало о тех очень опасных диспропорциях, которые существуют на Дальнем Востоке. Нам еще предстоит, конечно, изучить этот феномен – почему получилось так, что количество протестантских и сектантских приходов больше, чем православных?  Почему наши города дальневосточные застроены такими фундаментальными сооружениями, в которых собираются представители этих организаций?  Как так получилось?».
Ого! Застроены? Да еще фундаментальными (!) сооружениями? Это когда же они, протестанты с сектантами, успели? Неуж за последние пару лет, которые меня начальство в те места не командировало?
Богатое воображение тут же нарисовало мне радикально изменившуюся за столь короткое время панораму этих самых «градов и весей», где куда ни плюнь – попадешь если не в Дом молитвы, так в католический костел, за обилием которых и не рассмотреть уже одинокие сиротливые вкрапления покосившихся и заброшенных маленьких православных храмов…
Да-а… На этом фоне даже традиционное «понаехали тут» слабовато выглядит!
А если серьезно -  как человек сугубо русский и в России проживший всю свою некороткую уже жизнь, я вполне представляю себе возможные (и реальные) последствия этих «почему».
Тем более – когда вопрос ставится в разрезе не просто некоторых «несоразмерностей» или «непропорциональностей», а «ОЧЕНЬ ОПАСНЫХ  диспропорций». (Жаль – полпреда в этот момент не показали).
Да и столь тесное соседство протестантов с «сектантами» на  благостное расположение духа как-то не очень настраивает. Понятно, что в глазах выступавшего мы - известный овощ, который не слаще редьки того самого типа, экспертом по которому является столь импозантный г-н Дворкин. Не будем, однако, сосредотачиваться на излюбленной теме этого г-на, а вернемся к тексту выступления Патриарха.
Далее, после слов о том, что  «мы должны признать здесь нашу вину», последовал  вывод  о том,  «что главная причина заключается в том, что Дальний Восток воспринимался как действительно дальний. И попробуй найди энтузиастов, чтобы на этом Дальнем Востоке  служить Христу».
Мысленно и робко попытался внутренне возразить прозвучавшему «попробуй найди» - но ведь эти вот самые, ну те, которые не то что «понастроили тут»,  да еще и не просто лачуги – но целые «города дальневосточные застроили такими фундаментальными сооружениями» – нашлись-таки! Причем  нашлись - из числа протестантов, отношение к которым государства, как бы это сказать помягче…
Ну, вы меня понимаете.
Однако продолжим слушать Патриарха:  «Я с глубоким удовлетворением отмечаю разворот государственной власти к дальневосточным проблемам, увеличение инвестиций в экономику дальневосточных  регионов, стремление повысить уровень жизни людей, обеспечить транспортную инфраструктуру. Все это очень важные усилия, но очень важно, чтобы на Дальнем востоке жили люди, которые по духу, по традиции, по культуре принадлежат России».
Вообще-то в плане имеющей место быть «динамики популяции» - хорошо бы, чтобы там на перспективу хоть какие-то российские люди жили. А то ведь как бы ни пришлось тамошнему коренному населению лет через этак китайские иероглифы осваивать…
Впрочем – что это я разговорился? Из контекста прозвучавшего  вполне очевидно, что поелику я протестант,  то «по духу, по традиции, по культуре» России не принадлежу.
А следовательно – нечего мне, «неполноценному», и проблемы ее обсуждать. Точнее – вякать.
Спасибо скажи, что хоть из числа людей, граждан российских как таковых не исключили.
Пока…
Далее, развивая тезис о «развороте государственной власти», Патриарх отметил:  «А вот это уже наша с вами забота. Вместе с системой образования, вместе с системой культуры в России, взаимодействуя также с местными властями максимально развивать православную миссию в этом регионе».
Такие вот «Три источника, три составные части» – только теперь не марксизма, а евангелизации…
Что до «местных властей» – за ними дело не станет. Во всех трех ее ипостасях (пардон –ветвях): законодательной, исполнительной, судебной. А то понастроили тут, понимаешь…
Надо еще посмотреть, на каком основании, все ли разрешительные документы и согласования в установленном порядке были получены! А то ведь чиновники, как известно, чуть ли не поголовно  коррумпированы. А буде найдется хоть какая-то, хоть малейшая ошибка – сразу в известный своей независимостью суд, который признает строение незаконно построенным, и хай сносют за свои же средства!
Заодно и о борьбе с этой самой коррупцией можно будет отрапортовать. Не с олигархами же или криминалитетом, в самом деле, связываться – дело как невыгодное, так и небезопасное опять же.  Да  и люди там в основном свои, православные. В крайнем случае – в законе как основные прописанные. Опять же, на проекты разнообразные жертвуют.
 «Огромные пространства – камчатский полуостров, Якутия, Красноярский край, русский Север - там, где до революции были храмы, и много храмов, сейчас ничего нет.  А ведь двадцать лет прошло со времени радикальных перемен в нашей церкви и в стране!» - замечает Патриарх.
Ну, насчет двадцати лет – это как посмотреть. С момента исторического (и куда уж более чем радикального) события, именуемого крещением Руси, уже вроде как тысяча лет минула. Правда, в качестве «промежуточного итога» тысячелетия христианства (точнее – православия) государство, в котором православие было государственной (!) религией «со всеми вытекающими», получило  1917 год (с последующей Гражданской), когда православные чуть ли не поголовно граждане в собственной стране такое устроили, что не всякому атеистическому режиму под силу. В дурном сне не присниться…
Теперь – сугубо конкретно: «Что же касается многочисленных псевдорелигиозных организаций, тоталитарных сект - то для того, чтобы правильно выстраивать отношения с этой публикой, нужно всегда помнить слова апостола Павла, обращенные к Титу. Цитирую: «Ибо есть много пустословов и обманщиков, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу»».
Выслушав данную цитату и порывшись в памяти, я, грешным делом, засомневался (в себе, естественно) – да точно ли так?
Но ведь сказано же – цитирую, а цитирование вроде бы предполагает дословность?
Или как?
Открываю Библию – и вот те на: действительно, не только стихи с 12 по 15 опущены, но даже и в процитированном десятом пропущено следующее за «пустословов и обманщиков» уточнение - «особенно из обрезанных»…
Да и в стихе четырнадцатом Павел о вероучениях иудаизма «неполиткорректно» высказывается, называя их «иудейскими баснями».
Что ж, такое вот «цитирование» Святого Евангелия.
Ну, а поскольку ни о буддизме, ни о мусульманстве апостол вообще ничего не сказал – так значит, и тем более проблем нет.
Да и вправду – ну какие с исламом в России могут быть проблемы? Тем более что когда еще сказано – «Лучше чалма, чем тиара»!
Подумалось, однако, что Господь иногда поступает по принципу: «Хотите? Нате!». (Вспомнилась Первая книга Царств, времена пророка Самуила, когда израильтяне решили, что власть земных правителей – как-то понадежнее, чем Божия. Тоже - допросились…).
В завершение своего выступления Патриарх, отталкиваясь от завершающего его цитату  слова корысти, окончательно расставил «все точки над i»: «Вот сегодня во имя корысти хорошо организованные группы людей (корысти не только материальной – корысть может быть и политическая, и иная,  так вот во имя этой корысти люди пытаются совращать наш народ, который еще не укоренился в православной традиции должным образом, особенно там, где не хватает храмов, монастырей, не хватает духовенства, не хватает духовного просвещения».
Ого! Политическая корысть – это уже совсем серьезно! Это ведь уже самим основам государственной безопасности угроза! Тут уже не то что местным властям – на самом что ни на есть высшем уровне озаботиться надо! И решения принимать, пока не поздно…
Что же до материального аспекта - я, естественно, абсолютно далек от того, чтобы даже в малейшей степени заподозрить хотя бы в самой минимальной корысти служителей православия, однако так и не понял, почему в перечне четырех позиций того, чего не хватает для триумфа евангелизации, на первом месте – храмы, а духовное просвещение – на самом последнем.
Особенно - если учесть, на каком мероприятии это было сказано.
Ну, да это – мои проблемы.
Патриарх закончил.
А я еще раз прочитал послание апостола Павла Титу.
Подумалось – а ведь не евангелизация являлась лейтмотивом этого послания! Нет, апостол говорит в нем о том, какими должны быть как раз сами руководители церковных общин, пресвитеры и епископы -  «кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит.1:6-9).
Надо понимать, с этим-то в сегодняшней церкви - ноль проблем?
А во второй главе Павел обращается непосредственно к адресату: «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит.2:1-8).
Случайно ли в этом Послании именно это - показывай в себе -  поставлено апостолом на первое место?
А еще вспомнились почему-то слова Гамалиила, обращенные к Синедриону, куда были приведены для суда над ними представители более чем нетрадиционной для Израиля (да к тому же – находящиеся на абсолютно  «неканонической территории») конфессии:
«Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,  а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.  После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.  И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится,  а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.5:34-39).
Что ж, время, конечно же, все расставит по своим местам - но мы-то живем сегодня.
Грустно все это, Господи.
Хорошо хоть, что за Твои обращенные к ученикам слова  «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин.4:38) в свое время Тебя не обвинили еще и в прозелитизме.
Произнеси Ты их сегодня - …


14 комментариев:

  1. М-да, любопытно. И странненько. Но НЕудивительно... :-/

    ОтветитьУдалить
  2. А что именно "страненько"? И почему - неудивительно? (Я, кстати, от цели удивлять чем-либо кого-либо совершенно далек).

    ОтветитьУдалить
  3. Мои комментарии относились не к самой заметке, а, скорее, к событиям, в ней упомянутым и проанализированным. "Странное" относится и к количеству православных "мясонеров" в зале, и к их, так сказать, качеству и заинтересованности (судя по сонно-апатичному настроению), и к по-прежнему однобокой политике русского православия по отношению к протестантам (и к католикам, в общем-то), и действительно странно-смешно-необычное высказвание его преосвященства Патриарха о "понастроили"... Но такое отношение к "инославным" и предложенные варианты решения проблемы "осектовывания" Дальнего Востока (ответная стройка, просвещение и сотрудничество с местными властями) достаточно привычны для православия в России. Так уж исторически сложилось, хотя, конечно, было немало исключений...

    ОтветитьУдалить
  4. С учетом того, что забота и тема «христианизации России» стоит (насколько понимаю) у православного руководства далеко не на самом последнем месте, и того факта, что Патриарх оценил текущее состояние так, как оценил – и в Чистом переулке, и особенно на местах надо искать причины столь скромных (скажем так) успехов за столь немалый промежуток времени. Сказано ведь – 20 лет прошло как… Но если в центре еще какие-то варианты/альтернативы хотя бы теоретически возможны, то в той самой глубинке, полагаю, искать виноватых в собственной среде (и тем самым уподобляться унтер-офицерской вдове) мало кто захочет. Благо, есть готовый вариант – «а у нас тут «понастроили», сами же сказали». Ну, а далее – все по схеме.
    Впрочем, нам самим тоже есть о чем подумать. А то как ни зайдешь на сайт «Базница» или типа того, - глаза разбегаются! Сплошные анонсы «пророческих конференций», «великих пробуждений», да и просто откровенной ледяевщины навалом. Бла-бла-бла… Если бы от всего этого был реальный прок – в России, наверное, действительно бы все «позастроили».
    Я вот недавно специально на воскресное богослужение не в свою церковь пошел, а решил поприсутствовать в одной из наиболее крупных и известных, - посмотреть на наше «типовое служение» «со стороны», как бы глазами человека, который наконец-то решил в первый раз к протестантам на богослужении прийти. И его же ушами послушать, о чем там у них речь идет – с учетом того, что эти уши на голове у человека СЕГОДНЯШНЕГО.
    Сходил – на свою голову…

    ОтветитьУдалить
  5. И как Вам сходилось на тупо... т.е. типовое бу-га-га-служение... пардон, собрание (или как там это еще можно назвать)? Что же там вошло в Ваши "сегодняшние уши" и мозги современного чувак-лека (т.е. человека)?
    /Простите уж за мои подколы и "языковые игры". Оскорбить ни Ваши, Вадим, ни чьи-либо другие чувства не пытаюсь. Просто на основании своих устоявшихся выводов о наших русских/украинских/восточнославянских типа-протестантских и типа-евангельских движений я позволяю себе этот черный юмор... :) /

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. ...Я, конечно, понимаю, что двум давним друзьям любо-дорого пообщаться (это весьма хорошо!), но мне хотелось бы все-таки услышать ответ на мой вопрос о Ваших, Вадим, впечатлениях от нынешнего протестантского/евангельского/50-ческого/баптистского/т.п. богослужения... Это возможно? ;-)

    ОтветитьУдалить
  9. Возможно, Ростислав, хотя вообще-то я помаленьку начал отходить от полученных впечатлений. Но исключительно в качестве "жеста" по поводу Вашего внимания к моим "размышлизмам" - обещаю. Единственно - не в эти дни, т.к. в связи с Японией работы прибавилось, включая выходные. :-(((.

    ОтветитьУдалить
  10. Хорошо-хорошо...
    Япония - это важно :-/

    ОтветитьУдалить
  11. Ростислав, перечитал Вашу фразу -"на основании своих устоявшихся выводов о наших русских/украинских/восточнославянских типа-протестантских и типа-евангельских движений я позволяю себе этот черный юмор...". Если не секрет - в чем состоят эти "устоявшиеся взгляды"? И в каком сообществе Вы себя позиционируете? И что делаете на "бельгийщине"? И какое будущее видите для христианства в целом и Вашей конфессии - в частности?

    ОтветитьУдалить
  12. Уххх, сколько вопросов, Вадим. Я прямо не ожидал :)
    Давайте, наверное, так сделаем: на первый, который непосредственно касается Вашей заметки и моего комментария, отвечу здесь; а остальное, что касается личных взглядов, фактов биографии и т.п., я бы предпочел обсудить в личке... Не люблю о себе "громко" говорить. Так пойдет? =)

    ОтветитьУдалить
  13. В общем-то мои взгляды на евангельское движение в рамках постсоветского пространства довольно скептические, хотя я и не анализировал данные обо ВСЕХ евангельских движениях на проторах нашей родины или родин - их слишком много.
    Но лично для себя, с позиции личного опыта и доступной мне в разное время информации, я сделал несколько выводов:

    -Евангельские церкви-то будут существовать и в дальнейшем, а некоторые из них даже расти и развиваться, но таких будет не так уж много, потому как само евангельское "движение" или "движения" весьма раздробленно и аморфно, а в контексте "феодальной раздробленности" ничего хорошего не будет...

    -Те пятидесятнические и баптистские церкви, в которых я бывал или с представителями которых я общался, в большинстве своем просто "вне контекста" современного общества и с весьма устаревшими (outdated) взглядами на все, что только можно. Хотя есть и весьма хорошие и перспективные исключения... Но превалирующий типа-богословский фундаментализм, клановость общин, заполитизированность "союзных верхушек" и вечная гонка за духовносьтю в ущерб мозгам и рукам, так сказать, меня абсолютно не радует...

    -Да и, на мой почти что богословский взгляд евангеликам всея Руси не хватает нескольких вещей:
    1) глубокого вероучения и разработанного богословия, которые ОБЪЯСНЯЛО бы, во что данная группа христиан верит, а не только то, как важно покаяние да в каких грехах надо каяться;
    2) учения/понимания таинств: ведь не только человеческая проповедь, но и таИнственное и тАинственное действие Бога через Причастие, само богослужение и т.д. - очень важны;
    3) более целостной литургики - т.е. порядка, целостности, благоговения в богослужении;
    4) так называемого "социального учения" церкви, т.е. официального взгляда на современную культуру, политику, социум;
    5) полноценной этики, отвечающей на современные вопросы (брак-развод, секс, эвтаназия, войны и соц. проблемы) без тупых повторений "классических" отрицаний/отверганий/критики;
    6) образованности у многих ведущих служителей и пасторов;
    7) смелости и открытости в работе с молодежью и не только...

    В общем, это МОИ (ИМХО-шные) взгляды, о которых Вы поинтересовались. На 100%-ную объективность даже не пытаюсь претендовать, хотя лично Ваше несогласие или просто критичное мнение услышать не против :)

    ОтветитьУдалить
  14. Доброго времени суток, Ростислав. Переход в «личку» - приветствую, т.к. и вопросы – действительно сугубо личные, и Вашу точку зрения на «говорить о себе» я вполне разделяю.
    Технологически можно это реализовать так: киньте Ваш е-мейл в эту ветку, а публиковать его я не буду. Вам отправлю подтверждения приема и свой адрес. ОК?
    Что касается моего «взгляда на Ваши взгляды» - как Вы могли заменить из моих «Невеселых заметок», полагаю - радикально они от Вашей точки зрения не отличаются (хотя в плане контактов с евангельским сообществом я вполне «хуторской обитатель». За коммент – спасибо, но сразу ответить не смогу, да и не хочу – подумать надо …

    ОтветитьУдалить