вторник, 22 марта 2011 г.

Еще более невеселые заметки

«Боюсь, что у русской литературы есть только одно будущее – ее прошлое».

Евгений Замятин

На этих выходных наконец-то образовалось время прогуляться по обычно посещаемым сайтам. Как обычно, начал с «Портал-кредо» - и наверстывая упущенное сразу же обратил внимание на чрезвычайно заинтересовавший меня документ под заголовком:  Председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ о жизни протестантов в России, об их отношениях с католиками и православными, а также о том, почему РС ЕХБ не нуждается в революции (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=82716&type=view).
По причинам очевидным я, естественно, эту страницу немедленно загрузил (и даже распечатал) и начал читать, что же ответил на вопросы журналиста Владимира Ойвина первое лицо  евангельских христиан-баптистов Алексей Васильевич Смирнов.
Надо сказать, что ни коллектив редакции «Портала», ни самого Владимира Ойвина  людьми «несведущими» никак не назовешь, поэтому весьма красноречивым представляется содержание уже первого вопроса интервьюера:
«Прошел уже почти год с того времени, как Вы возглавили Российский Союз евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ). У Вас была своя программа, которую Вы озвучили на съезде. Что удалось выполнить из тех задач, которые Вы поставили? И что вообще сейчас происходит в РС ЕХБ?»
Это я к тому, что сама фраза - что вообще сейчас происходит в РС ЕХБ? - уже говорит о многом.
Вполне естественно, что как первый вопрос любого интервью определяет его «главный вектор», так и по ответу на него можно сразу сделать предварительные выводы обо всем дальнейшем. И должен отметить, что ответ меня – скажем так – не вдохновил:
Алексей Смирнов: «Прежде всего, я хотел бы сказать, что РС ЕХБ – это давно сложившееся братство со своей философией, со своим богословием и даже образом жизни, со своим форматом церковной жизни. Хотя Союз – это огромное пространство и по территории, и даже по субкультурам, тем не менее, у нас единое понимание не только в вопросах богословия, но и в вопросах развития братства».
Ответ этот – не на тот вопрос, который задан, но дело даже не в этом.
Что касается образа жизни и формата – о том, что таковые действительно являются вполне сложившимися, спорить не приходится (другое дело, как их оценивать). Но вот относительно того, что в братстве существует  «СВОЯ философия» и даже «СВОЕ богословие» - я как – то «не в курсе». Кроме того - полагаю, что для наличия философии и богословия прежде всего нужны философы и богословы (при этом хотелось бы напомнить вполне очевидную вещь, что даже наличие соответствующего формального образования совершенно не означает, что имярек является философом или богословом в том смысле, который вкладывается в эти понятия).
Видимо, следующим вопросом Владимир Ойвин пытается «зайти с другой стороны»:
 «Но Вы пришли из несколько другой структуры – Совета церквей, более радикальной и более консервативной, чем Союз. Ваш приход сказался и на этих вопросах?».
В ответе звучит та самая ключевая фраза, которая неслучайно вынесена в заголовок: «Да, я понимаю, что Вы имеете в виду. Я просто хотел сказать, что РС ЕХБ не нуждается в революции».
И далее данный тезис получает следующее разъяснение: «Не нуждается в радикальных изменениях, потому что богословие остается неизменным, и общая позиция – отношение к жизни, к обществу – остается достаточно внятной».
Относительно внятности общей позиции – спорить, пожалуй, не приходится. В отличие от того, насколько эта позиция соответствует запросам времени, общества, и главное – Бога…
Далее Алексей Васильевич сказал, что «когда я пришел в РС ЕХБ – на самом деле я пришел сюда уже четыре года назад и работал в пасторском отделе – я успел с ним познакомиться и проникнуться всеми проблемами и пасторскими задачами. Тогда уже стало понятно, как нужно двигаться дальше, чтобы РС ЕХБ приобретал свое лицо (в хорошем смысле) и оказывал библейское влияние на общество и на Церковь. Поэтому избрание в прошлом году на роль председателя не было радикальным переходом из Совета церквей в Российский Союз. Было некоторое "буферное" время, когда я мог переосмыслить некоторые моменты».
И закончил свой ответ словами: «РС ЕХБ — это явление евангельское, библейское. Это значит, что Слово Божие влияет каждый раз на наше становление, на наши формы, на наши взгляды и понятия. И это хорошо».
От себя замечу, что между «влияет» и «должно влиять» есть разница. И это не всегда хорошо.
 «Влияет в зависимости от ситуации?» - пытается уточнить Владимир Ойвин.
 «Естественно! Мы живем в обществе, которое меняется, в обществе происходят процессы, которые заставляют нас реагировать. Библия учит, что Бог творит до сих пор. Это значит, что процесс созидания Церкви не закончился. И никто из нас не может сказать, что та форма, которая было сто лет назад, или пятьсот лет назад, или десять лет назад - совершенная и не должна изменяться».
Что касается сто лет назад, или пятьсот лет назад, или десять лет назад- я лично вполне согласен. Вспоминается, однако, более существенный промежуток времени – где-то около двух тысяч лет, Пятидесятница… Как насчет этой формы?
«Подводит черту» ответа вполне бесспорное утверждение: «Церковь Христова – это живой организм. Мы должны реагировать на процессы, которые происходят и внутри Церкви, и за ее пределами».
Видимо, не вполне удовлетворенный столь общим ответом Владимир Ойвин пытается уточнить: «Какие-то конкретные заметные изменения произошли за это время?».
Тут Алексей Смирнов снова напомнил о своем отношении к «революционным  подходам»: «Заметные изменения обычно происходят только во время революций, как сейчас в Египте. Тем не менее, на последнем Совете союза мы согласились с тем, что сейчас одной из главных задач является создание поместной библейской Церкви».
Что характерно – еще не прочитав следующий вопрос Владимира Ойвина, я задался попыткой осмысления этой самой одной из главных задач. Вроде бы братство насчитывает – худо-бедно- не одну сотню поместных церквей, а тут - ???
Неудивительно, что эти слова захотел уяснить и Владимир Ойвин: «Что Вы подразумеваете под поместной Церковью?».
« Российский Союз не является жесткой структурой, мы ориентировали на поместную Церковь – общину в конкретном населенном пункте. Союз – это конгломерат общин, которые добровольно согласились составлять из себя братство».
Не знаю, как Ойвин – но я ответа так и не получил.
Хотя должен отметить, что конгломерат – определение вполне точное (к сожалению).
Следующий вопрос – так же конкретен, как и важен: «Как изменилась численность Союза за этот год?».
Не тут-то было: «Год – это небольшой срок, чтобы делать выводы в масштабе РС ЕХБ, но мы сейчас занимаемся статистикой, то есть сейчас мы находимся в стадии анализа того, что есть».
Простите великодушно, уважаемый Алексей Васильевич, ну нельзя же так! Ну ладно – задавал бы Ойвин этот (точнее – и этот) совершенно конкретный вопрос кому-либо из третьестепенных представителей Союза!
Но журналист «не сдается» -  «А какие-то данные у Вас уже есть?» (как человек тактичный – он не спросил «хоть какие-то данные» …
 – «Я пока пользуюсь теми данными, которые я получил от предыдущей статистики – это порядка 80 тысяч членов Церкви, около 1 800 церквей и групп» - наконец-то сообщил интервьюируемый.
Ну что ж, хоть это…
«Не так много. А если сравнить с другими протестантскими деноминациями, например, с пятидесятниками?» - продолжает допытываться Владимир Ойвин.
 «Если сравнивать каждый союз отдельно, то, на самом деле, я думаю, наш – самый большой, если не учитывать, что некоторые Союзы объединились и вошли в одну структуру, как например Союз Сергея Васильевича Ряховского, который вбирает в себя харизматические пятидесятнические церкви и объединения – наверное, он численно больше».
И снова – я думаю, наверное….
Журналист несколько меняет направление беседы.
 «Какие крупные мероприятия прошли за время Вашего руководства?».
– «Я регулярно посещал конференции служителей нашего братства, направленные на то, чтобы братство развивалось. Это миссионерская работа, это координация совместных действий, направленных на укрепление все той же поместной Церкви, это философия  Церкви».
Не знаю, как у кого, но у меня снова впечатление, что это и ответ – то на совсем другой вопрос… Что касается «философии» - см. выше.
Еще одна из актуальнейших тем нашего времени – отношение к религии современной церковной молодежи (включая и ту ее категорию, которая обозначается аббревиатурой «ДВР»).
Неудивительно, что журналист не мог обойти вниманием и эту тему: «Ваш первый заместитель одновременно возглавляет молодежную работу в Церкви. Насколько это влияет на общую политику РС ЕХБ?».
Ответ вроде бы напрашивается сам собой – столь высокий статус руководителя всего молодежного служения братства нагляднейшим образом свидетельствует о том, сколь важное значение придается именно этому направлению, ну и т.д., желательно – с примерами и конкретикой.
Ответ: «Я нахожу, что это благословенное сочетание, положительный фактор для развития нашего братства. Молодежь всегда более динамична, энергична. Евгений Бахмутский уже наработал добрый авторитет в работе с молодежью, которая ему доверяет. Его избрание стало фактором положительного восприятия молодежью Союза в целом, которой импонирует, что Союз смотрит с открытым лицом на ее проблемы.  И, я думаю, молодежь сейчас с большим вдохновением смотрит в будущее. Потому что наличие достаточно молодого, уважаемого ими лидера в высших эшелонах власти в Российском союзе вдохновляет их, ободряет и открывает им перспективу».
«Высшие эшелоны власти» - это круто…
Еще одна «горячая тема» касается того довольно устойчивого стереотипа, что российское (чтобы не сказать – евразийское) баптистское (тоже чтобы не сказать – протестантское в целом) сообщество представляет собой «братство сантехников».
Итак, «Заметно ли Вы повышение общего интеллектуального уровня братства в целом? Приходят ли в Союз новые интеллектуальные силы в лице интеллигенции?».
– «Кто знает историю РС ЕХБ, тот знает, что Союз вышел из советской системы, где существовала государственная программа, согласно которой все евангельские христиане фактически не имели возможности учиться в вузах. Это была сознательная программа, чтобы представлять баптистов как дремучих сектантов. Тем не менее, баптисты обучение считали очень важным. Я, будучи еще в Совете церквей, сам обучался в подпольном учебном заведении и потом учил других. Поэтому российские баптисты – это люди просвещенные и образованные, только это вопрос времени.
Очень важно, что к руководству нашего Союза пришли более молодые люди, а значит образованные, имеющие светское и богословское образование. Эта тенденция растёт».
Наверное, здесь имелось в виду, что молодые (точнее – более молодые, что не одно и то же) люди не пришли К руководству, а вошли В руководство?  Но суть не в этом, поскольку наличие образования - еще далеко не гарантия успеха. К сожалению, обучение и образование синонимами не являются.
«Сейчас мы говорим о том, чтобы была программа повышения квалификации действующих пресвитеров. На волне 90-х в число пресвитеров попали добрые, верные люди, но не всегда имеющие образование. Это не установка нашего братства, это, к сожалению, сложившаяся ситуация. У нас не было другого выхода. Такая же ситуация происходила и в Православной Церкви.
У нас существует несколько семинарий, и мы всеми способами стараемся повышать образовательный уровень служителей. Также практически во всех церквях нашего братства существуют воскресные школы для взрослых и для детей».
«Не думали ли Вы о том, чтобы привлечь светских специалистов по различным предметам для повышения образовательного уровне членов братства?» - спрашивает Владимир Ойвин.
Алексей Смирнов: «Спасибо за Ваш вопрос. Мне приятно на него ответить, тем более, что уже в апреле будет проходить научно-историческая конференция  по истории евангельского движения в целом и в России в частности».
Что ж, и Вам спасибо за ответ… Тем более, что (практически) вся «богословская» деятельность братства сводится к изысканиям в области его российской истории. Да и даже защищаемые за пределами России докторские диссертации едва ли не целиком посвящены именно и только этой тематике. А учитывая не слишком большой объем этой самой истории - перспективы развития данного направления скорее всего будут сводиться  к очередным уточнениям деталей отношений между княгиней Ливен и лордом Редстоком, да еще разве что дискуссиям, чей вклад в становления российского баптизма был более значим – Юга или Севера, Проханова или Каргеля...
Кстати, сам Алексей Смирнов, анонсируя  предстоящую «конференцию по истории евангельского движения» именно это (как мне представляется) и подтверждает: «Они приедут для того, чтобы скоординировать свои действия, уточнить даты, уточнить позиции. Это то, что мы начинаем делать. Это действительно необходимо для нас. Мы заинтересованы в правдивой истории, а не в той, которая вышла только из Советского Союза и на которую наложен политический отпечаток».
Полагаю, что еще до завершения этой конференции можно с высокой вероятностью представить ее содержание.
Владимир Ойвин делает очередную попытку объяснить, о чем он спрашивает: «Я имею в виду не только историю, а преподавание всего гуманитарного цикла».
И тоже в очередной раз слышит такой вот ответ: «Мы уже это делаем, и, я думаю, что на базе нашей московской богословской семинарии будут проходить богословские дискуссии, будут организовываться клубы. Мы приглашали православного священника, который у нас преподавал. Мы не чуждаемся людей, которые могут предложить иную точку зрения на происходящие события».
За краткостью жизни и для экономии времени читающего данные заметки часть интервью, касающуюся Консультативного совета глав протестантских Церквей России, я опускаю и перехожу к следующему блоку вопросов журналиста.
На вопрос – «Что входит в ваши ближайшие планы?» - Алексей Смирнов отвечает: «Самая главная наша задача – подготовить достаточное количество служителей для церквей и групп, где нет пресвитеров».
Что ж, задача очевидная, хотя вопрос обеспечения качества остается.
А вот дальше – очень интересное:  «Мы также готовимся к конгрессу 2012 г. На это прекрасное собрание собирается порядка 2-3 тысяч верующих. Мы славим Бога, сознавая благословение Божие и Его присутствие».
Вполне естественно, Владимир Ойвин хочет подробностей: «Чему будет посвящен этот конгресс?».
Эх, хотел бы я увидеть выражение лица журналиста, когда он услышал ответ: – «Пока мы не сформулировали конкретную тему»…
Правда, тут же уточняется, что «этот год у нас объявлен годом Библии. И будут проходить соответствующие мероприятия в масштабе всего братства». Учитывая, какое место в протестантизме в целом и баптизме – в частности  занимает Писание,  объявлять какой-либо конкретный год годом Библии – идея не совсем понятная (мне, естественно). А уж что там за конкретные мероприятия – можно только догадываться. Правда, сделать это нетрудно.
К сожалению.
Видимо, коль скоро речь зашла о Конгрессе, Владимир Ойвин вспомнил о недавно прошедшем (так и хочется добавить – мимо России) едва ли не наиболее масштабном и представительном событии мирового протестантского сообщества: «Наблюдается некоторый отход РС ЕХБ от участия в Лозаннском движении. Будет ли он в дальнейшем в нем участвовать?».
Тактичный Вы человек, Владимир – некоторый отход
Надо сказать, что ситуация с участием российских протестантов в третьем Лозаннском конгрессе меня очень интересовала, однако сколько-нибудь внятных материалов на эту тему не попадалось. Неудивительно поэтому, что в этом месте интервью я сделал «ушки топориком» и особенно внимательно прочитал сказанное Алексеем Смирновым: 
 «Я бы не стал оценивать как нашу позицию то, что на конгрессе в Кейптауне наше братство было представлено одним участником – Виталием Кирилловичем Власенко. Это не позиция, это сложившаяся ситуация, связанная, в том числе и со съездом РС ЕХБ. Мы уже встречались в Киеве с одним из руководителей Лозаннского движения и участниками Конгресса из стран СНГ. Мы договорились о встрече здесь, в Москве, в апреле месяце. Мы и дальше будем встречаться и говорить о дальнейшем развитии наших отношений. Нет никакого противостояния, нет никакого пренебрежения. Это просто стечение обстоятельств».
Забегая несколько вперед, должен сказать, что данное интервью стало в части упоминания Виталия Власенко стало своего рода «отправной точкой» - набрав в поисковике «Власенко» и «Лозанна»,  на сайте http://www.slavicvoice.org/russia/2010/11/24/ я нашел целую серию интервью журналистки Людмилы Качкар с российскими участниками Лозанны. Однако о своих впечатлениях об этом я попробую написать в следующем посте, пока же остановлюсь только на  вышеприведенном утверждении Председателя Российского Союза ЕХБ о том, что «на конгрессе в Кейптауне наше братство было представлено одним участником – Виталием Кирилловичем Власенко» (выделено мной).
Соблаговоли же теперь, уважаемый читатель, сопоставить данную информацию со словами самого Виталия Власенко, руководителя отдела внешних церковных связей Российского Союза ЕХБ (чтобы не оставалось сомнений, что Алексей Смирнов говорит именно о нем, я специально привел его полную должность – а то вдруг это просто однофамилец с тем же именем?): «Мне очень хотелось посетить Кейптаун, чтобы на личном опыте ощутить динамику развития мирового евангельского движения. К сожалению, я должен был отложить свою поездку в связи с ранее запланированным ежегодным совещанием управляющего органа нашей религиозной организации – Советом Союза, на котором я был одним из докладчиков». (http://www.slavicvoice.org/russia/2010/11/24/vlasenko/)
Господа хорошие, так кто же из вас – ОЧЕНЬ мягко говоря – ошибается?
Или это своеобразная реализация принципа – «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3)? Так там вроде бы о другом….
Честно говоря, после этого всякий интерес к дальнейшей части интервью я потерял.
Однако – дочитал до конца, вяло отчеркнув в распечатке еще несколько предложений.
Вот это, например: «Как Вы относитесь к проблеме строительства мечетей в Москве?».
- «Я думаю, что это не законодательный вопрос, а вопрос исполнения Конституции – если есть нужда в зданиях для молитвы, значит, они должны строиться. Но мы сами находимся в таком же положении – хотели бы построить молитвенные дома, но не можем – в Москве особенно сложно».
«Сколько, по Вашему мнению, баптистам необходимо молитвенных домов в Москве?».
– «У нас порядка 40 общин в Москве. Из них только 7–10 имеют церковные здания. Все остальные ютятся в разных условиях».
Что-то я эти «7-10» не понял! Вроде бы количество такое, что в буквальном смысле «на пальцах» можно пересчитать – но и тут неясно. Странно  (скажем так) – особенно если учесть, кто по должности занимаемой эти цифры приводит…
Да и касаемо «порядка 40 общин» - то же самое.
«А хватит ли денег у этих общин для строительства новых зданий?»  - спрашивает Владимир Ойвин.
 «Это хороший вопрос. Государство нам не помогает, как православным. Дома молитвы строятся только за свой счет – на пожертвования верующих. Поэтому мы часто не можем достроить то, что уже начато» - отвечает Алексей Смирнов.
Уж не знаю, как и чем нынешние власти аргументируют свое «сложное» отношение к постройке очердных протестанстких зданий – но полагаю, что признание в том, что «мы часто не можем достроить то, что уже начато» является для них хорошей подсказкой, вполне очевидным аргументом для очередных отказов…
В заключение Владимир Ойвин спрашивает: «Может быть, Вы хотите что-нибудь добавить?»
Алексей Смирнов подводит итог: «Я бы хотел сказать, что российские евангельские христиане-баптисты – это патриоты нашей родины, даже несмотря на то, что они много пережили в советские времена, когда их не просто притесняли, но и репрессировали. И сейчас, несмотря на то, что про нас часто говорят негативно, а некоторые люди или силы пытаются задвинуть нас на задворки нашего общества, на самом деле мы любим нашу страну, нашу родину, наш народ. И именно потому мы распространяем евангельское учение, что убеждены: никакие реформы не смогут так повлиять на благосостояние нашей родины, как реформы библейские, духовные. Поэтому евангельские христиане-баптисты делали и будут делать добро, будут пропагандировать библейские ценности, семейные ценности, ценности высокой морали. Мы сами так живем, и нам есть что показать и предложить нашему отечеству».
Что ж, очень хотелось бы поверить, что баптистскому сообществу России действительно есть что показать и предложить нашему отечеству.

Мне же подумалось, что приведенные в эпиграфе слова Евгения Замятина на сегодняшний момент можно перефразировать следующим образом:   «Боюсь, что у русского баптизма есть только одно будущее – его прошлое».

Хотя – не относится ли это и ко всему христианству в целом?

Причем – не только российскому?..

P.S.: буду крайне признателен, если кто-нибудь подскажет - где все-таки можно найти МАТЕРИАЛЫ последнего съезда ЕХБ? Мои поиски успехом не увенчались. А в разделе «Документы» на сайте ЕХБ – вообще практически только широкий ассортимент разнообразных поздравлений….



2 комментария:

  1. Кхм, кхм... Это даже не тихий ужас, как по мне, это уже громкие руг... междометия!! Впрочем, чему удивляться-то... :(

    По поводу Ваших замечаний, Вадим: я в целом на 100% согласен с Вами и Вашей оценкой этого квази-интервью, больше похожего на выступление очередного "кандидато-депутато-туповато"...

    По поводу самого как-бы-интервью: обо всём и ни о чём! Лично у меня после ТАКОГО как раз-то и создается впечатление о баптистах как именно "дремучих сектантах", простите уж великодушно, Вадим. Это просто "полный achtung"...
    Даже говорить в деталях не хочется.

    По поводу будущего христианства: пару лет назад читал неплохую статейку на эту тему. она, конечно, уже подустарела, но все же может быть она будет Вам интересна. ссылка: http://podrobnosti.ua/analytics/2008/06/03/529084.html

    ОтветитьУдалить
  2. Не стоит извиняться, Ростислав. Меня как человека, до определенной степени имеющего отношение к баптизму, куда более "обижает" то, о чем я пишу. И те, о ком. Хотя наверняка – буде кто-то из них вдруг прочтет – будет тоже обижен. Но тон всех этих четырех "заметок" связан с моей болью. По содержанию же – готов «за базар ответить» на любом уровне.
    А вообще-то, наверное, надо будет 4 поста с «заметками» из блога выкинуть.
    Конкретную конфессиональную принадлежность кого-либо я считаю как минимум вторичной (в рамках христианства как такового, естественно). Опять же – в наше время стоит говорить не о том, в какой из христианских конфессий «вся полнота спасения», а о том, какая из них более удалилась от Христа. Межконфессиональные же разборки не столько смешны, сколько противны. Думаю, когда нынешняя тенденция по все более выраженному сокращению количества христиан дойдет до своего логического завершения и христиан останется «числом около 120», они, наконец, поумнеют.
    За ссылку - спасибо, она интересна, хотя новых для меня "откровений" я там, действительно, не встретил.

    ОтветитьУдалить