вторник, 21 декабря 2010 г.

С Рождеством!

Что-то не хочется мне в эти предрождественские дни писать вторую часть «Невеселых заметок» - тем более что прочтение «Постсоборных тезисов» энтузиазма не прибавило. Давай-ка лучше, уважаемый читатель, случайно забредший на эту страницу, я познакомлю тебя с соответствующей случаю главой из написанной книги (ты, кстати, будешь первым её читателем!).

РОЖДЕСТВО (Мф.1:24-24; Лк.2:1-21).
«…Не потребность в звезде
пусть ещё, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли».
Иосиф Бродский

Это письмо я пишу тебе глубокой ночью.
За моим окном медленно кружится густой пушистый снег, приглушая все звуки ночной - но никогда не засыпающей Москвы.
Такой до голубизны белый – он, падая на землю, укрывает собой всю её обычную нашу человеческую грязь. Всё то, чего так много в нашей повседневной жизни.
И как-то необычно тихо кругом.
Рождество…
Именно в такую вот снежную ночь как никогда, пожалуй,  вспоминаются слова великого ветхозаветного пророка Исайи - «Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» (Ис.1:18).
Двадцать веков тому назад, в такую же ночь, далеко-далеко от Москвы  свершилось то, что наконец-то теперь и у нас, в России, отмечается как большой, даже один из главных, праздник.
И недаром наше сегодняшнее летоисчисление начинается именно с даты Рождества - потому что именно этой датой, именно Рождеством Спасителя (заметь: не помощника, не защитника, и уж тем более – не обвинителя, но именно Спасителя!), делится на две части, на две эпохи  вся человеческая история. И именно с этой даты начинается действительно Новая эра – берущая свой отсчет не от Пасхи или даже дня Пятидесятницы - но именно от Рождества!
 И именно это Событие, этот своего рода «водораздел» человеческой истории, с которого она потечёт уже совсем в другую сторону, сделало возможным со-бытиё человека - с Богом.
Нам с тобой, живущим в двадцать первом уже веке, Евангелие дает возможность перенестись в те дни…
Наступает декабрь 5508 года от сотворения мира по иудейскому календарю.
Декабрь 754 года от основания Рима.
Но самое главное – декабрь последнего года Ветхого завета.
Используя нашу сегодняшнюю терминологию,  в единственной «супердержаве» тогдашнего «однополярного мира» «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею».
Перепись населения  вовсе не является изобретением нашего времени: уже в  те времена, когда под властью Рима находился практически весь сколько-нибудь цивилизованный мир, каждые четырнадцать лет она проводилась со вполне практической целью - определить количество «потенциальных налогоплательщиков» для государственной  казны и «призывного контингента» для римской армии.
И для того, чтобы не нарушить установленный закон, каждый должен был явиться в то место, где, говоря нашей терминологией, «был прописан».
Исполняя, как и все, эту обязанность, «пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна».
Им предстоит неблизкий и нелёгкий путь - от галилейского Назарета до Вифлеема, расположенного на территории Иудеи неподалеку от Иерусалима,  примерно сто тридцать километров пути, Мария же– вот-вот должна родить. А слово пошел – имеет, надо полагать, вполне буквальный смысл.
Вифлеем...
«дом хлеба» - так переводится название этого городка.
Какой же бесконечно глубокий смысл этого дом хлеба вот-вот реализуется в нём! 
А самое первое упоминание о Вифлееме уходит в глубины времён Ветхого Завета.
С описания голода в нём  начинается Книга Руфь: «В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского, со своею женою и двумя сыновьями своими, жить на полях Моавитских. Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь...» (Руфь 1: 1-2).
С территории земли обетованной – он уходит к язычникам и врагам Израиля, моавитянам. Стоит ли удивляться, что не нашла Ноеминь счастья вдали от родного ей Вифлеема?
 Прошли годы – «И умер Елимелех <...> потом и оба сына ее <...> и встала она со снохами своими, и пошла обратно с полей Моавитских; ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб» (Руфь 1:3-6).
И только вернувшись в Вифлеем, обретает она покой и достаток.
Проходит ещё 560 лет от событий книги Руфь – и в Ветхом завете снова появляется название этого городка. Передо мной - книга пророка Михея, пророчествовавшего перед нашествием ассирийского царя Синнахериба и  предупреждавшего народ о гневе Божием.
О чем же говорил Михей?
За какие грехи возвещал он кару Божию народу, упорно идущему по гибельному пути?
Может быть, это какие-то очень «специфические», свойственные только народу Израиля, «устаревшие» грехи?  
Характерные только для того, давно прошедшего времени - и справедливо забытые нами  сегодня за  их неактуальностью?
Что ж, давай прочитаем их перечень. Ну вот, например: «Не стало милосердных на земле, нет праведных между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальники требуют подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. лучший из них - как терн и справедливый - хуже колючей изгороди <...>. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его» (Мих.7: 2-7).
Или вот – ещё: «слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их, едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть - как бы в котел» (Мих. 3:1-3).
разве похоже, что написано это - почти три тысячи лет тому назад?
И разве потеряли сегодня печальную свою современность эти вот, например, слова пророка – «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!»» (Мих. 3:11).
Вряд ли мы с тобой и сегодня сможем добавить что-либо существенное к этому перечню, из причастности к которому пророк Михей отнюдь не исключает и себя самого: «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Мих.7:9,8).
Выведет меня на свет…
Так может сказать только человек, не только и не просто осознающий, что находится во тьме, и даже не только то, что свет всё-таки существует – но и то, что сам он, своими собственными человеческими силами - не может из неё, из этой тьмы, выйти!
И далее пророк Михей говорит слова, которые, наверное, может повторить сегодня каждый христианин: «хотя  я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня».
« Тогда Он выведет меня на свет» (Мих.7:9) – заканчивает Михей свое пророчество.
Но не сказанное выше пророком Михеем является чем-то принципиально новым или исключительным  – практически все остальные ветхозаветные пророки, по большому счету, снова и снова повторяли в адрес народа избранного на протяжении всей его истории по сути то же самое, что говорил он.
Нет, совсем другое выделяет эту книгу – пророчество о том, что произойдет через 740 лет: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет мне тот, который должен быть владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).
Вот и настал в эту ночь, ночь Рождества, в полном и буквальном смысле «звездный час» Вифлеема, о котором пророчествовал Михей: «Когда же они были там, наступило время родить Ей;  и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
С первых минут Его земной жизни Спасителю не находится достойного места…
Пока – Ему, Первенцу во всех смыслах этого слова,  нет места только в гостинице.
Но кто же те счастливцы, которые  стали первыми свидетелями Его рождения?
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.  Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»…
Не бойтесь… Именно эти слова снова и снова повторял Иоанн Павел II в то такое ещё недавнее время, когда ни русским, ни полякам и в голову не могло прийти, что пройдет совсем немного лет – и в России, как и во многих других странах, Рождество станет официальным праздником!
Помнишь слова, с которыми ангел обратился к Марии – «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»? Теперь Ангел произносит эти удивительные слова радостной вести – «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» - пастухам.
И что самое, быть может, главное,  важнейшее, принципиальнейшее: эта радость будет не только им – но и всем людям!
А Ангел продолжает: «и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»!
Благоволение
Не благо-желание, не благо-созерцание, не благо-расположение, не благо- намерение  – а именно благо - воление!
Для своего исполнения слава, желание Бога должны быть сопряжены со свободной волей человека.
И только с Богом - но в сочетании с благой волей людей на земле возможен истинный мир.
Мир – на земле в целом, мир - в стране, мир - в семье, мир - внутри человека…
И «троичность»  этого слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение снова уводит меня к  мыслям о ипостасях Святой Троицы:  слава в вышних Богу - к Богу-Творцу мира, и на земле мир – к пришедшему в этот мир Спасителю Иисусу Христу, в человеках благоволение -  к Духу Святому,  действием Которого человек преображается - и обретает в себе истинно благую волю.
«Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях».
Пастухи – и рождение Пастыря!
Как же важно это - поспешив Они не только посмотрели – но действительно увидели!
А «Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем».
Они спешат, бегут – и первыми придя к Нему, первыми же  несут весть о Его рождении дальше, другим людям!
Ну, и какова же реакция последних?
Она известна – и, по-моему, обескураживающа: «И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи».
Дивились - и только-то?
Всего лишь?
Казалось бы, толпы живущих в Иудее должны были буквально ринуться к этой пещере если уж не для поклонения – то хотя бы для того, чтобы собственными глазами увидеть Младенца, так ожидаемого ими Мессию!
Но, быть может, не стоит так уж гневно винить их - разве по день сегодняшний слова о Рождестве, об Иисусе вызывают у людей (в большей их части) должную реакцию?
В который уже раз думается – как мало меняются люди…
Наверное,  для многих из тех, кому возвестили о рождении Спасителя пастухи, эта Весть была сомнительной хотя бы потому, кем были они, эти благовестники.
Подумать только – пастухи! Какие-то «плебеи», неучи, которые даже необходимые обряды полноценно не могут исполнять – поскольку они все время должны находиться на пастбищах со стадом.
Так что то, что они рассказывают - крайне сомнительно. Вот если бы об этом поведали книжники, фарисеи, священники!
А еще лучше – сам первосвященник!
И разве можно всерьез относиться к тому, что они говорят о словах Ангела «И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях»? Какой-то более чем «странный» и весьма «сомнительный» знак – всего-то лишь младенец, да еще  к тому же в яслях, кормушке для скота!
Что это за Мессия, если Он родился не во дворце или хотя бы не в достойном и богатом иерусалимском доме, а в какой то почти буквальном смысле «дыре», - в пещере, в хлеву?
Да еще – и от таких, мягко говоря, малоизвестных родителей…
Но если так – значит, они забыли, что некогда именно здесь, в окрестностях Вифлеема, пас некогда свое стадо  другой молодой пастух с никому в то время неизвестным именем Давид, - и именно здесь Бог «и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля» (Пс.77:70,71).
Что ж, они так и останутся теми, о которых можно сказать строкой Осипа Мандельштама - «Вам чужд и странен Вифлеем, и ясли вы не угадали…».
И только Богоматерь,  «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем».
И не было лучшего для них, этих слов,  места в этом мире!
«И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было».
Слышали и видели…
Не  это ли  - услышать и увидеть то, о чем было сказано (и многократно повторено) в книгах Ветхого завета – и есть то главное, чего так не хватало как Израилю во все времена его предыдущей истории?
Не будем, однако, слишком строго судить людей того времени – потому хотя бы, что в неменьшей, может быть, степени это можно отнести и к тому, что сказано в книгах Нового завета и нашим с тобой современникам и соплеменникам.
И - их отношению к сказанному в Четвероевангелии…
Но давай «не будем о грустном», перенесясь мыслями в ту светлую Рождественскую ночь, когда никому ещё, кроме Отца, незаметна тень Креста, уже падающая на ясли.
В ту ночь, когда в таком далеком отсюда Риме родители малыша Понтия вряд ли предполагают, куда приведет и чем закончится его будущая военная карьера, а в галилейском захолустье рыбак Зеведей радуется, быть может, рождению сыновей, - будущих, как он думает, помощников в его успешном рыбном промысле. И совсем молодой еще Иосиф из Аримафеи пока и в мыслях своих далек от приобретения для себя гробницы - другой пещеры, в которой закончит начинающийся сейчас тоже в пещере Свой земной путь лежащий в импровизированной колыбели Младенец.
Ведь только что сбылось одно из самых главных  пророчеств!
Точнее – самое главное!
Он, Господь, во-площён, рожден во плоти.
Его можно в самом буквальном смысле «потрогать руками».
Он – тоже в самом буквальном смысле - среди народа, осознающего свою избранность и гордящегося ею!
Именно здесь, в Вифлееме, в доме хлеба рожден Тот, Который Сам является хлебом жизни.
Тот, Который «пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10).
И как же удивительно в этом «с избытком» сбывается и раскрывается смысл и содержание второго названия Вифлеема – ведь Ефрафа означает «плодородная»!
Снова и снова перечитываю я одни и те же строки книги Руфь – «Бог посетил народ Свой и дал им хлеб».
Дом Хлеба, Вифлеем…
Ночь Рождества, та ночь, в которую, словами Багрицкого,  «если не по звездам - по сердцебиенью полночь узнаешь, идущую мимо…», заканчивается.
Светает.
Скоро наступит новый, первый после Рождества день.
А знаешь, он принципиально отличается от предыдущих!
Те -  становились все короче и короче, а этот, наступающий день, - уже длиннее!
Намного ли?
Да нет же, - меньше даже, чем на минуту.
Но – пусть хотя бы совсем на чуть-чуть, но света уже больше.
И хотя бы совсем на немного - но тьма уже отступила.
А следующие дни - добавят света ещё, и ещё, и ещё!
Того света, о котором говорится на самой первой странице Библии: «И Сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1,3-4).
Света, об Источнике которого говорит и последняя ее страница: - «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр.22,16).
И не могу не вспомнить сейчас огонь неопалимой купины, – свет которой был виден  только одному человеку, Моисею. Тому самому, который на Синае для получения Десятисловия «вступил во мрак, где Бог» (Исх.20:21).
Да и огненный столп Исхода – тоже освещал во тьме путь всего лишь одному племени, одному народу.
И только огонь Рождественской Звезды, этой своего рода «вспышки сверхновой», - высоко в небе дан и светит всем людям!
Быть может, об этом событии можно было бы сказать, перефразируя слова одиннадцатого стиха двадцатой главы книги Исход так - «и вступил Бог во мрак, где человек»…
Наверное, нет - даже наверняка неслучайно апостол Иоанн напишет с самом начале своего Евангелия – «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5), употребив два этих слова – светит и не объяла – в настоящем времени!
Это так важно именно в настоящем времени, сегодня, когда кажется, что мы живем во время тьмы. Но ведь именно для нас, в нашей «беспросветной» жизни - свет светит!
И если его мало, недостаточно для того, чтобы ярко осветить всё вокруг, если мы - во тьме, то это значит только одно: мы должны идти к Богу, приближаться к Свету.
И по мере нашего приближения к Нему - будет становиться всё светлее и светлее.
Так многое вспоминается, так о многом думается сейчас…
Но пора, однако,  заканчивать это письмо.
Ещё одна только мысль: с днем рождения обычно принято поздравлять того, кто родился.  Дарить ему подарки. Но Бог – нарушает любые человеческие традиции! Давай поэтому и мы с тобой поздравим друг друга с Его Рождеством, - и поблагодарим Спасителя не просто за сделанный нам с тобой подарок - но за такой Дар, по отношению к которому любые эпитеты и «превосходные степени» будут абсолютно недостаточными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий